СИСТЕМА ОЦЕНКИ Существующая система оценки качества образования в РС (Я) · Отдел инспектирования и контроля Министерства образования РС(Я) - инспектирование учреждений и Управлений образования, организация итоговой аттестацию выпускников, проведение мониторинговых срезов. · ИПКРО МО РС (Я) - аттестация педагогов. · ИРО МО РС(Я) - итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, международные сравнительные исследования качества общего образования PISA, TIMSS, PIRLS, мониторинг введения профильного и предпрофильного обучения, мониторинг качества обученности по образовательным учреждениям. · ЦАККО - ЕГЭ. · РЦНИТ - Централизованное тестирование 9-х и 11-х классов. · НИИ НШ - мониторинг готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе Результаты обучения и функционирования системы образования · Уровень развития детей дошкольного возраста · Результаты абсолютной и качественной успеваемости обучающихся общеобразовательных учреждений · Результаты итоговой аттестации выпускников 9-х классов в новой форме · Результаты ЕГЭ · Результаты международных сравнительных исследований PISA, TIMSS · Достижения обучающихся во внеучебной деятельности · Данные о поступлении в учреждения профессионального образования · Показатели детей дошкольного возраста: метаолимпиады и мониторинг готовности детей к обучению в школе (Высокие результаты: Алданский, Верхневилюйский, Олекминский, Среднеколымский). Общие тенденции и закономерности обучения: · В школу приходят дети с высоким и средним уровнем речевой и математической подготовки. · Показатели обучения ухудшаются с повышением ступени обучения, а внеучебные достижения улучшаются. · Повышается количество выпускников, продолжающих образование после школы, в том числе в учреждениях высшего профессионального образования. Недостатки · Отсутствие координирующего центра оценки качества образования. · Не представленность общественной составляющей в системе оценки качества образования как главного заказчика образовательных услуг. · Не представленность комплексного (в частности - компетентностного) подхода в оценке качества образования. · Сложность системы оценки аттестации педагогических и руководящих работников образования. Тенденции в области оценки качества образования · Изменение понимания качества образования Соответствие требованиям потребителя. · Комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества образования (стандартов, оценки достижения стандартов и т.д.). · Развитие новых элементов системы оценки качества образования (сочетание внутренней и внешней оценки). · Использование многоуровневого системного моделирования (показатели, характеризующие разные уровни образовательной системы: национальный, региональный, ОУ, обучающегося). · Более широкое понимание образовательных достижений (предметные, компетентностные, удовлетворенность образованием, дальнейшее образование и карьера). · Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований (ЕГЭ, международные исследования). · ОСОКО. · Подразумевает оценку качества не только результатов, но и условий и процесса предоставления образовательных услуг. На основе полученной информации, проведенного анализа должны быть приняты управленческие решения. Управленческие решения (по Ковалевой Г.С.). Специфика РС (Я) · формирование государственно-муниципальной системы образования, (введение 2 года назад института местного самоуправления); · преобладание сельских населенных пунктов и ОУ; · низкая наполняемость классов-комплектов - в среднем 13,5 чел., в отдаленных сельских и арктических улусах - 5; · территориальная разобщенность и удаленность школ от столицы - в 23 улусах из 34 улусные центры находятся на расстоянии от 1000 до · отсутствие круглогодичной транспортной связи до 5 месяцев в период весенней распутицы и осенью во время ледостава в 7 заречных и 15 северных улусах; · проживание в РС(Я) свыше 120 национальностей, что означает столько же целей и ценностей в образовании, столько же разных отношений к учебе и обучению, что, в свою очередь, формирует различный стереотип учебного поведения детей, · функционирование 2 государственных, 5 официальных языков, которые являются языками обучения в школах, · приоритет образования в государственной политике, вызвавший всплеск инновационной деятельности в школах: свыше 80% ОУ являются инновационными, реализуют индивидуальный учебный план. Стратегия развития образования в РС (Я) · "Системе образования необходимо чутко реагировать на изменения в общественном развитии, адаптироваться к тенденциям и динамике социальных преобразований, … т.к. качество образования будет как никогда определять уровень жизни". "Основой для реализации стратегии служит общенациональный образовательный заказ, который объединяет потребности личности, общества и государства и представляет собой механизм реализации внутреннего (системного, государственного) и внешнего (бизнес-сектора, общественных объединений) социального заказа". · Заказ государства оформлен в п. 2 ст. 14 закона РФ "Об образовании": "содержание образования должно обеспечивать воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества", т.е. государство определяет функции системы образования как обеспечение кадрами. · Потребность в кадрах: специалисты с начальным профессиональным образованием (55,9 %). По данным Всемирного банка 90% свободных кадров на рынке - выпускники вузов. · Перспективы государственного заказа на образование: Ключевые направления экономического развития республики по Схеме комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта РС (Я) до 2020 года: нефтегазодобыча, электроэнергетика, угольная промышленность, перерабатывающая нефтегазо- и углехимическое производство, развитие транспортного комплекса. · Заказ общества: социализированность личности - ценностная устойчивость, самостоятельность, критичность мышления, коммуникативность, современные практические умения - знание компьютера, различных рыночных реалий, т.е. выпускник должен владеть ключевыми компетенциями. Рекомендации Совета Европы - 5 групп ключевых компетентностей: · Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем. · Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. · Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, способность критического отношения к СМИ · Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь. · Компетенции, определяющие уровень владения устным и письменным общением. · Характерные признаки ключевых компетентностей: многофункциональность - решение различных проблем в повседневной, профессиональной или социальной жизни. надпредметность и междисциплинарность - применение не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др. требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. многомерность, включение различных умственных процессов и интеллектуальных умений - аналитических, критических, коммуникативных и др. · Заказ личности (родителей и обучающихся) - возможность раскрытия, развития способностей, удовлетворение потребностей и интересов, обеспечение профессионального самоопределения. Начиная с 90-х годов, потребности населения в образовательных услугах повысились и приобрели целенаправленный характер. Данные о поступлении выпускников школ в учреждения профессионального образования свидетельствуют о востребованности высшего образования. Цель РСОКО - определение степени реализации приоритетных задач системы образования и направлений дальнейшего развития путем разработки и внедрения системы гибких, эффективных и научно-обоснованных показателей. Задачи РСОКО: · получение объективной информации о функционировании системы образования; · проведение системного и сравнительного анализа качества услуг, предоставляемых учреждениями образования; · выявление соответствия предлагаемых на рынке образовательных услуг установленным государственным стандартам образования, ожиданиям потребителей; · обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики; · содействие повышению эффективности управленческих решений. Объекты РСОКО · Муниципальная система образования · Образовательные учреждения · Образовательные программы · Деятельность педагогов · Индивидуальные достижения обучающихся Потенциал ОУ · Кадровый потенциал · Организация УВП · Государственно-общественное управление · Материально-техническая база · Информационно-коммуникационный ресурс · Индивидуальные достижения учащихся ОУ или результативность учащихся Оценка качества индивидуальных достижений учащихся (комплексная) КПМО: РСОКО · Учебные достижения Результативность Предметные компетенции · Ключевые компетенции · Социальные навыки: сформированность культуры здоровья и культуры поведения · Дискуссия на РЭП Успешность Социализация - Компетентности (коммуникативная, управленческая) Здоровье Формы измерения · общероссийский мониторинг качества обучения школьников и студентов по результатам международных и общероссийских обследований; · общероссийский углубленный мониторинг качества образования; · единый государственный экзамен для выпускников и абитуриентов, мониторинг результатов ЕГЭ по разным категориям общеобразовательных учреждений; · итоговая аттестация в новой форме выпускников основной школы; · республиканские метапредметные и предметные контрольные срезы на всех ступенях общего образования; · школьные системы мониторинга качества обучения и развития школьников по результатам внутренних и внешних контрольно-оценочных процедур; · республиканская система мониторинга воспитанности обучающихся. Задача Разработка показателей качества образования: · Инвариант (российские и республиканские) · Вариативная часть - ОУ: учет социально-экономического, культурного состояния и перспектив НП, образовательного заказа, типа и вида ОУ Нормативно-правовая база
Показатели оценки качества работы педагогов · Динамика учебной успешности обучающихся по четвертям, по итогам года. · Средний балл итогов контрольных срезов регионального, муниципального, школьного уровня. · Доля учащихся, получивших "хорошо" и "отлично" по итогам года (академические, независимое тестирование). · Доля учащихся, занимающихся на дополнительных курсах по предмету (спецкурсы, элективные курсы, факультативы, кружки и т.д.). · Доля участников предметных олимпиад. · Средний балл ЕГЭ по предметам. · Средний балл выпускников 9-х классов, участвовавших в итоговой аттестации в новой форме. · Доля выпускников 11 классов, награжденных медалями. Показатели оценки качества работы педагогов · Тестирование на региональном уровне, определяющее ключевые компетентности. · Уровень нравственной зрелости обучающихся (отзывы сверстников, учителей, родителей, тестирование, психолого-педагогическое наблюдение). · Уровень воспитанности (отзывы сверстников, учителей, родителей, тестирование, психолого-педагогическое наблюдение). · Навыки рефлексивной и оценочной деятельности (самооценка, отзывы классных руководителей, родителей). · Наличие индивидуальных учебных программ, планов у обучающихся · Доля обучающихся, занимающихся поисково-исследовательской, проектной деятельностью. · Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием. · Доля учащихся, владеющих ИКТ. · Доля выпускников, продолжающих обучение после окончания школы в учреждениях профессионального образования. · Доля выпускников, трудоустроившихся после окончания школы. · Доля учащихся, получивших начальное профессиональное образование. · Доля участников в школьных, муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п. · Доля учащихся, участвующих в органах самоуправлении и общественных организациях. · Отсутствие и конструктивное решение конфликтных ситуаций в классном коллективе. Показатели оценки качества работы педагогов · Проведение целенаправленной работы с родителями. · Создание социально-психологического климата в классном коллективе. · Осуществление индивидуально-ориентированного подхода к обучающимся. · Знание предмета · Умение доступно объяснять · Объективность в выставлении отметки · Уважение личности обучающихся · Тактичность · Справедливость · Требовательность · Доброта Показатели оценки качества работы педагогов · Создание социально-психологического климата в классном коллективе · Осуществление индивидуально-ориентированного подхода к обучающимся · Знание предмета · Умение доступно объяснять · Объективность в выставлении отметки · Уважение личности обучающихся · Тактичность · Справедливость · Требовательность · Доброта
Аналитический свод информации
|
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |