СИСТЕМА ОЦЕНКИ  Существующая система оценки качества образования в РС (Я) ·         Отдел инспектирования и контроля Министерства образования РС(Я) - инспектирование учреждений и Управлений образования, организация итоговой аттестацию выпускников, проведение мониторинговых срезов.   ·         ИПКРО МО РС (Я) - аттестация педагогов. ·         ИРО МО РС(Я) - итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, международные сравнительные исследования качества общего образования  PISA, TIMSS, PIRLS, мониторинг введения профильного и предпрофильного обучения, мониторинг качества обученности по образовательным учреждениям. ·         ЦАККО - ЕГЭ. ·         РЦНИТ - Централизованное тестирование 9-х и 11-х классов.  ·         НИИ НШ - мониторинг готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе Результаты обучения и функционирования системы образования ·         Уровень развития детей дошкольного возраста ·         Результаты абсолютной и качественной успеваемости обучающихся общеобразовательных учреждений ·         Результаты итоговой аттестации  выпускников 9-х классов в новой форме ·         Результаты ЕГЭ ·         Результаты международных сравнительных исследований PISA, TIMSS ·         Достижения обучающихся во внеучебной деятельности ·         Данные о поступлении в учреждения профессионального образования ·         Показатели детей дошкольного возраста: метаолимпиады и мониторинг готовности детей к обучению в школе (Высокие результаты: Алданский, Верхневилюйский, Олекминский, Среднеколымский).                                Общие тенденции и закономерности обучения: ·         В школу приходят  дети с высоким и средним уровнем речевой и математической подготовки. ·         Показатели обучения ухудшаются с повышением ступени обучения, а  внеучебные достижения улучшаются.  ·         Повышается количество выпускников, продолжающих образование после школы, в том числе в учреждениях высшего профессионального образования.  Недостатки  ·         Отсутствие координирующего центра оценки качества образования. ·         Не представленность общественной составляющей в системе оценки качества образования  как главного заказчика образовательных услуг.  ·         Не представленность комплексного (в частности - компетентностного) подхода в оценке качества образования.  ·         Сложность системы оценки аттестации педагогических и руководящих работников образования.  Тенденции в области оценки качества образования ·         Изменение понимания качества образования Соответствие требованиям потребителя. ·         Комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества образования (стандартов, оценки достижения стандартов и т.д.). ·         Развитие новых элементов системы оценки качества образования (сочетание внутренней и внешней оценки). ·         Использование многоуровневого системного моделирования (показатели, характеризующие разные уровни образовательной системы: национальный, региональный, ОУ, обучающегося). ·         Более широкое понимание образовательных достижений (предметные, компетентностные, удовлетворенность образованием, дальнейшее образование и карьера). ·         Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований (ЕГЭ, международные исследования). ·         ОСОКО. ·         Подразумевает оценку качества не только результатов, но и условий и процесса предоставления образовательных услуг. На основе полученной информации, проведенного анализа должны быть приняты управленческие решения. Управленческие решения (по Ковалевой Г.С.). Специфика РС (Я)  ·         формирование государственно-муниципальной системы образования, (введение 2 года назад института местного самоуправления);  ·         преобладание сельских населенных пунктов и ОУ; ·         низкая наполняемость классов-комплектов - в среднем 13,5 чел., в отдаленных сельских и арктических улусах - 5; ·         территориальная разобщенность и удаленность школ от столицы - в 23 улусах из 34 улусные центры находятся на расстоянии от 1000 до ·         отсутствие круглогодичной транспортной связи до 5 месяцев в период весенней распутицы и осенью во время ледостава в 7 заречных и 15 северных улусах; ·         проживание в РС(Я) свыше 120 национальностей, что означает столько же целей и ценностей в образовании, столько же разных отношений к учебе и обучению, что, в свою очередь, формирует различный стереотип учебного поведения детей, ·         функционирование 2 государственных, 5 официальных языков, которые являются языками обучения в школах, ·         приоритет образования в государственной политике, вызвавший всплеск инновационной деятельности в школах: свыше 80% ОУ являются инновационными, реализуют индивидуальный учебный план. Стратегия развития образования в РС (Я) ·         "Системе образования необходимо чутко реагировать на изменения в общественном развитии, адаптироваться к тенденциям и динамике социальных преобразований, … т.к. качество образования будет как никогда определять уровень жизни". "Основой для реализации стратегии служит общенациональный образовательный заказ, который объединяет потребности личности, общества и государства и представляет собой механизм реализации внутреннего (системного, государственного) и внешнего (бизнес-сектора, общественных объединений) социального заказа".  ·         Заказ государства оформлен в п. 2 ст. 14 закона РФ "Об образовании": "содержание образования должно обеспечивать воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества", т.е. государство определяет функции системы образования как обеспечение кадрами.  ·         Потребность в кадрах: специалисты с начальным профессиональным образованием (55,9 %). По данным Всемирного банка 90% свободных кадров на рынке - выпускники вузов. ·         Перспективы  государственного заказа на образование: Ключевые направления экономического развития республики по Схеме комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта РС (Я) до 2020 года: нефтегазодобыча, электроэнергетика, угольная промышленность, перерабатывающая нефтегазо- и углехимическое производство, развитие транспортного комплекса.  ·         Заказ общества: социализированность личности - ценностная устойчивость, самостоятельность, критичность мышления,  коммуникативность, современные практические умения - знание компьютера, различных рыночных реалий, т.е. выпускник должен владеть ключевыми компетенциями.  Рекомендации Совета Европы - 5 групп ключевых компетентностей: ·         Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем. ·         Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. ·         Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, способность критического отношения к СМИ ·         Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь. ·         Компетенции, определяющие уровень владения устным и письменным общением. ·         Характерные признаки ключевых компетентностей: многофункциональность - решение различных проблем в повседневной, профессиональной или социальной жизни.  надпредметность и междисциплинарность - применение не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др. требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. многомерность, включение различных умственных процессов и интеллектуальных умений - аналитических, критических, коммуникативных и др. ·         Заказ личности (родителей и обучающихся) - возможность раскрытия, развития способностей, удовлетворение потребностей и интересов, обеспечение профессионального самоопределения.  Начиная с 90-х годов, потребности населения в образовательных услугах повысились  и приобрели целенаправленный характер.  Данные о поступлении выпускников школ в учреждения профессионального образования свидетельствуют о востребованности высшего образования.  Цель РСОКО - определение степени реализации приоритетных задач системы образования и направлений дальнейшего развития путем разработки и внедрения системы гибких, эффективных и научно-обоснованных показателей. Задачи РСОКО: ·         получение объективной информации о функционировании системы образования; ·         проведение системного и сравнительного анализа качества услуг, предоставляемых учреждениями образования;  ·         выявление соответствия предлагаемых на рынке образовательных услуг установленным государственным стандартам образования, ожиданиям потребителей; ·         обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики;  ·         содействие повышению эффективности управленческих решений. Объекты РСОКО ·         Муниципальная система образования ·         Образовательные учреждения  ·         Образовательные программы ·         Деятельность педагогов  ·         Индивидуальные достижения обучающихся Потенциал ОУ ·         Кадровый потенциал ·         Организация УВП ·         Государственно-общественное управление ·         Материально-техническая база ·         Информационно-коммуникационный ресурс ·         Индивидуальные достижения учащихся ОУ или результативность учащихся Оценка качества индивидуальных достижений учащихся (комплексная) КПМО: РСОКО ·         Учебные достижения Результативность Предметные компетенции ·         Ключевые компетенции ·         Социальные навыки: сформированность культуры здоровья и культуры поведения ·         Дискуссия на РЭП Успешность Социализация - Компетентности (коммуникативная, управленческая) Здоровье Формы измерения ·         общероссийский мониторинг качества обучения школьников и студентов по результатам международных и общероссийских обследований;  ·         общероссийский углубленный мониторинг качества образования; ·         единый государственный экзамен для выпускников и абитуриентов, мониторинг результатов ЕГЭ по разным категориям общеобразовательных учреждений;  ·         итоговая аттестация в новой форме выпускников основной школы; ·         республиканские метапредметные и предметные контрольные срезы на всех ступенях общего образования; ·         школьные системы мониторинга качества обучения и развития школьников по результатам внутренних и внешних контрольно-оценочных процедур;  ·         республиканская система мониторинга воспитанности обучающихся. Задача Разработка показателей качества образования: ·         Инвариант (российские и республиканские) ·         Вариативная часть - ОУ:   учет социально-экономического, культурного состояния и перспектив НП, образовательного заказа, типа и вида ОУ Нормативно-правовая база 
 Показатели оценки качества работы педагогов ·         Динамика учебной успешности обучающихся по четвертям, по итогам года. ·         Средний балл итогов контрольных срезов регионального, муниципального, школьного уровня. ·         Доля учащихся, получивших "хорошо" и "отлично" по итогам года (академические, независимое тестирование). ·         Доля учащихся, занимающихся на дополнительных курсах по предмету (спецкурсы, элективные курсы, факультативы, кружки и т.д.). ·         Доля участников предметных олимпиад. ·         Средний балл ЕГЭ по предметам. ·         Средний балл выпускников 9-х классов, участвовавших в итоговой аттестации в новой форме. ·         Доля выпускников 11 классов, награжденных медалями. Показатели оценки качества работы педагогов ·         Тестирование на региональном уровне, определяющее ключевые компетентности. ·         Уровень нравственной зрелости обучающихся (отзывы сверстников, учителей, родителей, тестирование, психолого-педагогическое наблюдение). ·         Уровень воспитанности (отзывы сверстников, учителей, родителей, тестирование, психолого-педагогическое наблюдение). ·         Навыки рефлексивной и оценочной деятельности (самооценка, отзывы классных руководителей, родителей). ·         Наличие индивидуальных учебных программ, планов у обучающихся ·         Доля обучающихся, занимающихся поисково-исследовательской, проектной деятельностью. ·         Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием. ·         Доля учащихся, владеющих ИКТ. ·         Доля выпускников, продолжающих обучение после окончания школы в   учреждениях профессионального образования. ·         Доля выпускников, трудоустроившихся после окончания школы. ·         Доля учащихся, получивших начальное профессиональное образование. ·         Доля участников в школьных, муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п. ·         Доля учащихся, участвующих в органах самоуправлении и общественных организациях. ·         Отсутствие и конструктивное решение конфликтных ситуаций в классном коллективе. Показатели оценки качества работы педагогов ·         Проведение целенаправленной работы с родителями. ·         Создание социально-психологического климата в классном коллективе. ·         Осуществление индивидуально-ориентированного подхода к обучающимся. ·         Знание предмета ·         Умение доступно объяснять ·         Объективность в выставлении отметки ·         Уважение личности обучающихся ·         Тактичность ·         Справедливость ·         Требовательность ·         Доброта Показатели оценки качества работы педагогов ·         Создание социально-психологического климата в классном коллективе ·         Осуществление индивидуально-ориентированного подхода к обучающимся ·         Знание предмета ·         Умение доступно объяснять ·         Объективность в выставлении отметки ·         Уважение личности обучающихся ·         Тактичность ·         Справедливость ·         Требовательность ·         Доброта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Аналитический свод информации 
 
 
 
 
  | 
 |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
        © 2004 Якутское городское управление образования  
       При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.  | 
  






