Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Комплексная оценка эффективности региональной системы образования РС(Я) / Рекомендации /
   
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
16.07.2007 15:52


СИСТЕМА ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Существующая система оценки качества образования в РС (Я)

·         Отдел инспектирования и контроля Министерства образования РС(Я) - инспектирование учреждений и Управлений образования, организация итоговой аттестацию выпускников, проведение мониторинговых срезов. 

·         ИПКРО МО РС (Я) - аттестация педагогов.

·         ИРО МО РС(Я) - итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, международные сравнительные исследования качества общего образования  PISA, TIMSS, PIRLS, мониторинг введения профильного и предпрофильного обучения, мониторинг качества обученности по образовательным учреждениям.

·         ЦАККО - ЕГЭ.

·         РЦНИТ - Централизованное тестирование 9-х и 11-х классов.

·         НИИ НШ - мониторинг готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Результаты обучения и функционирования системы образования

·         Уровень развития детей дошкольного возраста

·         Результаты абсолютной и качественной успеваемости обучающихся общеобразовательных учреждений

·         Результаты итоговой аттестации  выпускников 9-х классов в новой форме

·         Результаты ЕГЭ

·         Результаты международных сравнительных исследований PISA, TIMSS

·         Достижения обучающихся во внеучебной деятельности

·         Данные о поступлении в учреждения профессионального образования

·         Показатели детей дошкольного возраста: метаолимпиады и мониторинг готовности детей к обучению в школе (Высокие результаты: Алданский, Верхневилюйский, Олекминский, Среднеколымский).  

                           

Общие тенденции и закономерности обучения:

·         В школу приходят  дети с высоким и средним уровнем речевой и математической подготовки.

·         Показатели обучения ухудшаются с повышением ступени обучения, а  внеучебные достижения улучшаются.

·         Повышается количество выпускников, продолжающих образование после школы, в том числе в учреждениях высшего профессионального образования.

Недостатки
системы оценки качества образования

·         Отсутствие координирующего центра оценки качества образования.

·         Не представленность общественной составляющей в системе оценки качества образования  как главного заказчика образовательных услуг.

·         Не представленность комплексного (в частности - компетентностного) подхода в оценке качества образования.

·         Сложность системы оценки аттестации педагогических и руководящих работников образования.

Тенденции в области оценки качества образования

·         Изменение понимания качества образования Соответствие требованиям потребителя.

·         Комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества образования (стандартов, оценки достижения стандартов и т.д.).

·         Развитие новых элементов системы оценки качества образования (сочетание внутренней и внешней оценки).

·         Использование многоуровневого системного моделирования (показатели, характеризующие разные уровни образовательной системы: национальный, региональный, ОУ, обучающегося).

·         Более широкое понимание образовательных достижений (предметные, компетентностные, удовлетворенность образованием, дальнейшее образование и карьера).

·         Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований (ЕГЭ, международные исследования).

·         ОСОКО.

·         Подразумевает оценку качества не только результатов, но и условий и процесса предоставления образовательных услуг. На основе полученной информации, проведенного анализа должны быть приняты управленческие решения.

Управленческие решения (по Ковалевой Г.С.).

Специфика РС (Я)
(
природно-климатические и социокультурные условия)

·         формирование государственно-муниципальной системы образования, (введение 2 года назад института местного самоуправления);

·         преобладание сельских населенных пунктов и ОУ;

·         низкая наполняемость классов-комплектов - в среднем 13,5 чел., в отдаленных сельских и арктических улусах - 5;

·         территориальная разобщенность и удаленность школ от столицы - в 23 улусах из 34 улусные центры находятся на расстоянии от 1000 до2000 км наземным путем, в 10 улусах связь только авиатранспортом, среднее расстояние между школами и улусным центром - 173 км;

·         отсутствие круглогодичной транспортной связи до 5 месяцев в период весенней распутицы и осенью во время ледостава в 7 заречных и 15 северных улусах;

·         проживание в РС(Я) свыше 120 национальностей, что означает столько же целей и ценностей в образовании, столько же разных отношений к учебе и обучению, что, в свою очередь, формирует различный стереотип учебного поведения детей,

·         функционирование 2 государственных, 5 официальных языков, которые являются языками обучения в школах,

·         приоритет образования в государственной политике, вызвавший всплеск инновационной деятельности в школах: свыше 80% ОУ являются инновационными, реализуют индивидуальный учебный план.

Стратегия развития образования в РС (Я)

·         "Системе образования необходимо чутко реагировать на изменения в общественном развитии, адаптироваться к тенденциям и динамике социальных преобразований, … т.к. качество образования будет как никогда определять уровень жизни". "Основой для реализации стратегии служит общенациональный образовательный заказ, который объединяет потребности личности, общества и государства и представляет собой механизм реализации внутреннего (системного, государственного) и внешнего (бизнес-сектора, общественных объединений) социального заказа".

·         Заказ государства оформлен в п. 2 ст. 14 закона РФ "Об образовании": "содержание образования должно обеспечивать воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества", т.е. государство определяет функции системы образования как обеспечение кадрами.

·         Потребность в кадрах: специалисты с начальным профессиональным образованием (55,9 %). По данным Всемирного банка 90% свободных кадров на рынке - выпускники вузов.

·         Перспективы  государственного заказа на образование: Ключевые направления экономического развития республики по Схеме комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта РС (Я) до 2020 года: нефтегазодобыча, электроэнергетика, угольная промышленность, перерабатывающая нефтегазо- и углехимическое производство, развитие транспортного комплекса.

·         Заказ общества: социализированность личности - ценностная устойчивость, самостоятельность, критичность мышления,  коммуникативность, современные практические умения - знание компьютера, различных рыночных реалий, т.е. выпускник должен владеть ключевыми компетенциями.
Компетентность - овладевание инструментарием жизнедеятельности.

Рекомендации Совета Европы - 5 групп ключевых компетентностей:

·         Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем.

·         Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе.

·         Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, способность критического отношения к СМИ

·         Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

·         Компетенции, определяющие уровень владения устным и письменным общением.

·         Характерные признаки ключевых компетентностей:

многофункциональность - решение различных проблем в повседневной, профессиональной или социальной жизни.

надпредметность и междисциплинарность - применение не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.

многомерность, включение различных умственных процессов и интеллектуальных умений - аналитических, критических, коммуникативных и др.

·         Заказ личности (родителей и обучающихся) - возможность раскрытия, развития способностей, удовлетворение потребностей и интересов, обеспечение профессионального самоопределения.

Начиная с 90-х годов, потребности населения в образовательных услугах повысились  и приобрели целенаправленный характер.

Данные о поступлении выпускников школ в учреждения профессионального образования свидетельствуют о востребованности высшего образования.

Цель РСОКО - определение степени реализации приоритетных задач системы образования и направлений дальнейшего развития путем разработки и внедрения системы гибких, эффективных и научно-обоснованных показателей.

Задачи РСОКО:

·         получение объективной информации о функционировании системы образования;

·         проведение системного и сравнительного анализа качества услуг, предоставляемых учреждениями образования;

·         выявление соответствия предлагаемых на рынке образовательных услуг установленным государственным стандартам образования, ожиданиям потребителей;

·         обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики;

·         содействие повышению эффективности управленческих решений.

Объекты РСОКО

·         Муниципальная система образования

·         Образовательные учреждения

·         Образовательные программы

·         Деятельность педагогов

·         Индивидуальные достижения обучающихся

Потенциал ОУ

·         Кадровый потенциал

·         Организация УВП

·         Государственно-общественное управление

·         Материально-техническая база

·         Информационно-коммуникационный ресурс

·         Индивидуальные достижения учащихся ОУ или результативность учащихся

Оценка качества индивидуальных достижений учащихся (комплексная)

КПМО: РСОКО

·         Учебные достижения

Результативность

Предметные компетенции

·         Ключевые компетенции

·         Социальные навыки: сформированность культуры здоровья и культуры поведения

·         Дискуссия на РЭП

Успешность

Социализация - Компетентности (коммуникативная, управленческая)

Здоровье

Формы измерения

·         общероссийский мониторинг качества обучения школьников и студентов по результатам международных и общероссийских обследований;

·         общероссийский углубленный мониторинг качества образования;

·         единый государственный экзамен для выпускников и абитуриентов, мониторинг результатов ЕГЭ по разным категориям общеобразовательных учреждений;

·         итоговая аттестация в новой форме выпускников основной школы;

·         республиканские метапредметные и предметные контрольные срезы на всех ступенях общего образования;

·         школьные системы мониторинга качества обучения и развития школьников по результатам внутренних и внешних контрольно-оценочных процедур;

·         республиканская система мониторинга воспитанности обучающихся.

Задача

Разработка показателей качества образования:

·         Инвариант (российские и республиканские)

·         Вариативная часть - ОУ:   учет социально-экономического, культурного состояния и перспектив НП, образовательного заказа, типа и вида ОУ

Нормативно-правовая база

Региональные

Муниципальные

Внесение изменений в закон РС (Я) "Об образовании" (специальная статья, устанавливающая: понятие РСОКО; основные формы осуществления оценки ИДУ; органы власти и организации, осуществляющие контроль; перечень субъектов оценки качества; порядок придания гласности результатов оценки качества; порядок оспаривания результатов оценки ИДУ).

Постановления Правительства РС(Я) "О региональной системе оценки качества образования", "О системе государственной аттестации педагогических и руководящих работников образования РС (Я)"

Нормативно-правовые акты (представительного или исполнительного органа власти муниципального образования):             определяющий порядок реализации региональной системы оценки качества образования на территории муниципального образования; определяющий организационные вопросы реализации региональной системы государственной аттестации педагогических и руководящих работников образования на территории муниципального образования.

Показатели оценки качества работы педагогов
 Академические показатели (представляет администрация ОУ)

·         Динамика учебной успешности обучающихся по четвертям, по итогам года.

·         Средний балл итогов контрольных срезов регионального, муниципального, школьного уровня.

·         Доля учащихся, получивших "хорошо" и "отлично" по итогам года (академические, независимое тестирование).

·         Доля учащихся, занимающихся на дополнительных курсах по предмету (спецкурсы, элективные курсы, факультативы, кружки и т.д.).

·         Доля участников предметных олимпиад.

·         Средний балл ЕГЭ по предметам.

·         Средний балл выпускников 9-х классов, участвовавших в итоговой аттестации в новой форме.

·         Доля выпускников 11 классов, награжденных медалями.

Показатели оценки качества работы педагогов
Показатели социализации обучающихся

·         Тестирование на региональном уровне, определяющее ключевые компетентности.

·         Уровень нравственной зрелости обучающихся (отзывы сверстников, учителей, родителей, тестирование, психолого-педагогическое наблюдение).

·         Уровень воспитанности (отзывы сверстников, учителей, родителей, тестирование, психолого-педагогическое наблюдение).

·         Навыки рефлексивной и оценочной деятельности (самооценка, отзывы классных руководителей, родителей).

·         Наличие индивидуальных учебных программ, планов у обучающихся

·         Доля обучающихся, занимающихся поисково-исследовательской, проектной деятельностью.

·         Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием.

·         Доля учащихся, владеющих ИКТ.

·         Доля выпускников, продолжающих обучение после окончания школы в   учреждениях профессионального образования.

·         Доля выпускников, трудоустроившихся после окончания школы.

·         Доля учащихся, получивших начальное профессиональное образование.

·         Доля участников в школьных, муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.

·         Доля учащихся, участвующих в органах самоуправлении и общественных организациях.

·         Отсутствие и конструктивное решение конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Показатели оценки качества работы педагогов
Позитивное отношение родителей к учителю (данные анкетирования)

·         Проведение целенаправленной работы с родителями.

·         Создание социально-психологического климата в классном коллективе.

·         Осуществление индивидуально-ориентированного подхода к обучающимся.

·         Знание предмета

·         Умение доступно объяснять

·         Объективность в выставлении отметки

·         Уважение личности обучающихся

·         Тактичность

·         Справедливость

·         Требовательность

·         Доброта

Показатели оценки качества работы педагогов
Позитивное отношение родителей к учителю (данные анкетирования)

·         Создание социально-психологического климата в классном коллективе

·         Осуществление индивидуально-ориентированного подхода к обучающимся

·         Знание предмета

·         Умение доступно объяснять

·         Объективность в выставлении отметки

·         Уважение личности обучающихся

·         Тактичность

·         Справедливость

·         Требовательность

·         Доброта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N п/п

Критерии

Показатели

Макс. число баллов по критериям

1.

Успешность учебной работы (динамика учебных достижений учащихся, в т.ч. на внешкольных  олимпиадах, конкурсах)

(приложение 1)

1) Качество обученности:

К1 = получивших "4", "5" по итогам периода / численность обучающихся (учитывается специфика: для учителя предметника - к учащимся, которым преподается предмет; для учителя начальных классов - к учащимся его класса и т.п.).

Шкала:

К1 равный от 1 до 0,8 соответствует 25 баллам; К1 равный от 0,79 до 0,47 соответствует 15 баллам;К1 равный от 0,46 до 0,27 соответствует 10 баллам;К1 равный от 0,26 до 0,07 соответствует 5 баллам.

Не более 30 баллов.

2) Коэффициент результативности участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях и др. (К3):

Региональный уровень - 5 баллов;

Муниципальный уровень - 2 балла;

Школьный уровень - 1 балл.

педагогического работника

Особые условия:

При наличии победителей международного, всероссийского уровня - максимальное число баллов (10).

40

2.

Активность во внеурочной, воспитательной деятельности

1) К1 = количество учащихся, имеющих "3", "2", "1" с которыми проведена индивидуальная дополнительная работа / численность обучающихся, имеющих "3", "2", "1".

Шкала:

К1 равный от 1 до 0,8 соответствует 8 баллам;

К1 равный от 0,79 до 0,47 соответствует 6 баллам;

К1 равный от 0,46 до 0,27 соответствует 4 баллам;

К1 равный от 0,26 до 0,07 соответствует 2 баллу.

Не более 8 баллов.

2) К2 = количество учащихся, посещающих факультативы, кружки / численность обучающихся (учитывается специфика: для учителя математики - к учащимся, которым преподается предмет; для учителя начальных классов - к учащимся его класса и т.п.).

Не более 2 баллов.

10

3.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, конференции, семинары, круглые столы, печатные работы, проведение открытых уроков, наставничество, тематические выступления на пед.советах и т.п.)

Всероссийский уровень - 5 баллов;

Региональный уровень - 3 балла;Муниципальный уровень - 2 балла;Школьный уровень - 1 балл.

Не более 5 баллов.

Например: Школьный уровень - 1 балл за каждое (мастер-классы, конференции, семинары - 3 балла).

5

4.

Наличие методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий

0,3 балла за каждую, но не более 5 баллов.

5

5.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения предмету

Разработано собственных программ, методик, включая приложения, презентации и т.д.

За каждое - 0,2 балл, но не более 5 баллов.

5

6.

Повышение квалификации, профессиональная подготовка: обучение в аспирантуре, докторантуре, самообразование (посещение библиотеки, приобретение специальной литературы и пр.)

Самообразование освоение новых методик, педагогических инноваций методов, частных находок;

Повышение квалификации - 2 балла;Профессиональная подготовка - 1 балл.

Не более 5 баллов.

Особые условия:

При условии обучения в аспирантуре, докторантуре - максимальное число баллов (5).

5

7.

Субъективная оценка со стороны школьников и их родителей 

К1 место в рейтинге оценки

Шкала:

К1 равный  1 соответствует 10 баллам;

К1 равный 2 соответствует 8 баллам;

К1 равный 3 соответствует 6 баллам;

К1 равный 4 соответствует 4 баллам;

К1 равный 5 соответствует 2 баллам;

К1 равный 6 и менее соответствует 1 баллуОтсутствие упоминаний в рейтинге - 0 баллов.

10

8.

Субъективная оценка со стороны администрации 

К1 место в рейтинге оценки 

Шкала:

К1 равный  1 соответствует 10 баллам;

К1 равный 2 соответствует 8 баллам;

К1 равный 3 соответствует 6 баллам;

К1 равный 4 соответствует 4 баллам;

К1 равный 5 соответствует 2 баллам;

К1 равный 6 и менее соответствует 1 баллуОтсутствие упоминаний в рейтинге - 0 баллов.

10

9.

Участие в инновационной экспериментальной деятельности школы

Не более 10 баллов

10

ИТОГО:

100

 

Аналитический свод информации

Количество педагогов

3 четв. / 4 четв.

Высшая категория

3 четв. / 4 четв.

Первая категория

3 четв. / 4 четв.

Вторая категория

3 четв. / 4 четв.

Декретный отпуск

3 четв. / 4 четв.

Доплаты с учетом ЕСН

3 четв. / 4 четв.

1 группа

3 /  0

0 / 0

2 / 0

1 / 0

7 / 7

Без доплат /

2 группа

53 / 42

20 / 11

19 / 12

13 / 9

1388 рублей /

3 группа

6 / 19

4 / 12

2 / 7

0 / 0

5427 рублей /

4 группа

0 / 1

0 / 1

0 / 0

0 / 0

7344  рублей /

 

 

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.