Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Комплексная оценка эффективности региональной системы образования РС(Я) / Рекомендации /
   
Отличительные черты действующих моделей аттестации
16.07.2007 14:57


Отличительные черты действующей и разрабатываемой моделей аттестации педагогических  кадров

N

Области

сравнения

Существующая модель

Разрабатываемая модель

Примечание

1

Цели  и задачи аттестации

Определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий
Основные задачи:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;
обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда

Цель - определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий
Основные задачи:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;
обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда путем установления соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой

Мы говорим о гуманистическом характере образования и в то же время следуем жесткому нормативно-контрольному подходу в оценке деятельности педагога
Необходимо, чтобы аттестация вместо многообразия форм отчетности приобретала черты эффективного педагогического механизма развития личности, ее самореализации в комфортных условиях школьного образования
Необходима новая организация (технология) аттестации, запускающая саморазвитие учителя
Задача установления соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой не работает в условиях современной оплаты труда

2.

Принципы  аттестации

Добровольность аттестации обязательность открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым

Целостность и системность.
Аттестация рассматривается  как  комплексный, непрерывный процессе оценки деятельности педагогического работника.

Предметом  оценки должны стать главным образом его достижения.
Конструктивность (направленность на профессиональное развитие педагога, улучшение педагогического процесса).

Указываемые принципы не являются взаимоисключающими, а несут взаимодополняющую функцию.

3

Сроки проведения аттестации

Заявление по установленной форме подается работником в соответствующую аттестационную комиссию в четко обозначенные скоки.
Процедура аттестации осуществляется в определенных временных рамках.

Специально аттестационный период (как период работы экспертной комиссии) не выделяется. Мониторинг деятельности и результативности педагогического работника, оценка профессиональной компетентности коллективом, общественная оценка, формирование портфолио осуществляются постоянно, результаты накапливаются.

При достижении показателей, соответствующих следующей квалификационной ступени, педагогический работник аттестуется на основании накопленных материалов, подтверждающих его квалификацию

4

Процедура аттестации

Аттестация проводится по двум направлениям: обобщение практической деятельности (квалификация, профессионализм) и результативность труда.
Осуществление различных проверок, контрольных замеров знаний, умений, результатов деятельности аттестуемого.

Мониторинг деятельности и результативности педагогического работника, осуществляемый постоянно администрацией ОУ в рамках внутришкольного контроля, оценка со стороны педагогического коллектива, общественная оценка (представители родительской общественности, гражданских институтов), самооценка (портфолио) - накопительная система. Школьная и муниципальная методические службы - роль сопровождения.

Новая модель обеспечивает комфортность, антистрессовость, объективность, конструктивность, имеет стимулирующий характер
Действующая модель - проверяется наличие или отсутствие тех или иных знаний и навыков.

Изучить деятельность учителя - это не столько обнаружить и зафиксировать недостатки, сколько помочь определить, как исправить дело, если оно поставлено неудовлетворительно.
Таким образом, учитываются все составляющие профессиональной квалификации: компетентность, личностные качества, конечные результаты работы.

5

Срок действия квалификационной категории

5 лет

После присвоения квалификационной категории процесс мониторинга деятельности, методического сопровождения, общественной оценки, самооценки продолжается.

Если результаты не ухудшаются, то нет смысла затрачивать усилия на подтверждение квалификации. Если результаты улучшаются - есть смысл в прохождении аттестации на более высокую категорию. Если результаты ухудшаются - необходимо предусмотреть процедуру понижения категории

6

Категории, присваиваемые по итогам аттестации

Высшая категория
Первая категория
Вторая категория

Ведущий учитель
Старший учитель
Учитель -  методист

Слово "категория" ассоциируется с первым сортом, вторым сортом. В наших традициях произносить слово "Учитель" с большой буквы, поэтому, возможно, было бы целесообразно вернуться к званиям, в основе которых - гордое слово "Учитель".

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.