Реализация комплексного проекта модернизации образования - одно из важнейших событий в истории системы образования Республики Саха (Якутия), которое привело к позитивным изменениям в региональной и муниципальной системах образования: повышению качества образования, улучшению материальной базы школ республики, активизации работы с родителями и общественностью. Галина Алексеева, директор Института развития образования Министерства образования Республики Саха (Якутия), считает, что главная задача КПМО заключается в обновлении качества и доступности образования, стимулировании восприимчивости системы образования запросам потребителей образовательных услуг и выработке требований к качеству образования. Каких успехов в образовательной политике республики позволил добиться КПМО - Галина Алексеева поделилась с нами подробностями. Повышение качества образования Направления комплексного проекта модернизации утверждены Законом Республики Саха (Якутия) "О Государственной целевой программе развития образования на 2007-2011 годы" и Распоряжением президента республики. В целом на данном этапе можно говорить о том, что основным эффектом реализации КПМО в Якутии является повышение качества образования через создание условий для адекватного удовлетворения образовательных потребностей граждан. Идет становление системы образования в новом качестве как общественного института с государственными гарантиями своего существования и развития. Существенным результатом реализации комплексного проекта модернизации в Республике Саха (Якутия) стало понимание обществом необходимости не просто реформ, а модернизации, существенной трансформации системы образования для решения глобальных задач инновационного развития страны. Адекватная оценка труда учителя Комплексный проект модернизации образования позволил приблизиться к более адекватной оценке труда учителя. Распоряжением правительства создана Межведомственная правительственная комиссия, которая анализирует реализацию новой системы оплаты труда, вносит коррективы на основании предложений педагогических коллективов и профсоюзов. В ходе введения новой системы оплаты труда по результатам мониторинга происходит постоянное совершенствование региональной методики. Риски новой системы оплаты труда обсуждаются на совещаниях при президенте PC (Я), правительства PC (Я), различных общественных слушаниях. Результаты НСОТ Новые условия оплаты труда для учителей, непосредственно осуществляющих учебный процесс, руководителей и заместителей руководителей, связанных с учебным процессом, разработаны на основе федеральной модельной методики с учетом региональных особенностей. В 2007-2008 учебном году новая система оплаты труда была введена в 65 школах, в 2008-2009 учебном году принципы новой системы оплаты труда внедряются во всех общеобразовательных учреждениях. Новая система оплаты труда педагогических работников основана на расчете единицы труда - педагогической услуги ("ученико-час"). Расчет показывает, что стоимость педагогической услуги в городских школах республики варьируется от 1 рубля 69 копеек до 2 рублей 60 копеек. В сельских пилотных школах самая низкая стоимость - 2 рубля 20 копеек. Самая высокая стоимость ученико-часа - 7 рублей 60 копеек. Стоимость зависит от количества учеников в классе, от количества часов за год по учебному плану, от штатного расписания школы. Новая система позволила максимально учесть специфику труда в каждом общеобразовательном учреждении, разработать свои подходы к оценке труда работников и структуре штатного расписания. Анализ по пилотным школам, которые перешли на НСОТ с 1 сентября 2007 года, показывает рост наполняемости классов, изменение соотношения фонда оплаты труда учителей и прочего персонала. Одним из результатов НСОТ является дифференциация заработной платы учителей. Зарплата работника может увеличиться в зависимости от результатов и качества его труда, а может остаться на уровне гарантированной ее части. Средняя заработная плата по новой системе оплаты труда составляла на 1 января 2008 года 17 062 рубля, на 1 декабря 2008 года - 22 488 рублей с учетом стимулирующей части. Значительно выросла заработная плата у учителей начальных классов, руководителей школ, у молодых учителей, не имеющих большого стажа (в 1,5-2 раза). Наблюдается рост доли стимулирующих выплат в структуре ФОТ образовательных учреждений до 24%. В Республике Саха (Якутия) на всех уровнях разработана система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. В школах, где внедрена новая система оплаты труда учителей, решают сложную задачу создания эффективной системы зависимости заработной платы учителя от результативности его труда с активным участием в этом процессе потребителей образовательных услуг -семьи, родителей, представителей работодателей и общественности. Как отмечают руководители пилотных школ, введение стимулирующих выплат учителям способствует росту количества педагогических инициатив, а также повышению мотивации работы учителей. Наблюдается активность учителей в участии в различных конкурсах и заинтересованность в профессиональном росте. Вырос интерес в вовлечении большего количества учащихся во внеурочную деятельность, различные интеллектуальные мероприятия. Первые результаты показывают, что новая система оплаты труда способствует повышению мотивации учителей, поиску новых, интересных для детей, технологий обучения; приводит к реальному повышению уровня заработной платы педагогов; поднятию интереса к работе школы всей общественности. Новая система оплаты труда также создает условия для повышения эффективности расходования бюджетных средств. Показателями эффективности является рост наполняемости классов, уменьшение коэффициента совместительства, изменение доли педагогических работников и административно-управленческого и обслуживающего персонала. От исполнения этих показателей зависят стимулирующие выплаты руководителям учреждений. В результате активного взаимодействия сотрудничества всех участников образовательного процесса, общественности республики, профсоюзных организаций, органов исполнительной и законодательной власти внедрение новой оплаты труда педагогических работников в республике осуществляется с учетом региональных особенностей, соблюдения трудового законодательства и способствует повышению доходов учителей. Благодаря реализации КПМО в образовательных Учреждениях республики приобретен опыт работы в новых финансово-экономических условиях сочетания нормативного финансирования и новой системы оплаты труда учителей, разработаны механизмы финансирования, ориентированного на результат. Создана нормативная основа функционирования региональной системы оценки качества образования: разработана Концепция РСОКО, утверждены Положения о РСОКО и регламентах РСОКО. Разработаны и апробированы в образовательных учреждениях республики региональные контрольно-измерительные материалы (КИМы) для оценки метапредметных способов деятельности обучающихся начальной ступени обучения. Подготовлены рекомендации по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда на основе критериев оценивания результатов труда педагогических работников, по расширению участия общественности во всех процедурах оценки; изменены подходы к оцениванию деятельности педагогов при аттестации на высшую квалификационную категорию. На уровне общеобразовательного учреждения показатели качества образования разработаны с учетом общественного заказа. Общественная составляющая показателей качества образования определена в каждом образовательном учреждении посредством составления общественного договора через Управляющие советы ОУ. Внешней стороной показателей качества образования являются критерии, определенные в Положении о стимулирующей части заработной платы. Следующим этапом является определение показателей качества образования на муниципальном уровне через Совет Управляющих советов. В этом аспекте активизировалась деятельность органов государственно-общественного управления в образовании и общественных институтов. На сегодня создано 640 Управляющих школьных советов (96,77%). О повышении уровня открытости образовательных систем всех уровней к запросам граждан говорит количество публичных отчетов по итогам года - 547 (83,87%), и количество созданных сайтов - 319 (90,78%). Вместе с тем следует отметить, что часть педагогов республики морально еще не готова к дифференциации заработной платы. В целом новая система оплаты труда оценивается положительно, но сегодня наши учителя неоднозначно воспринимают дифференциацию заработной платы. Если раньше все учителя, независимо от качества и результативности труда, получали одинаковую заработную плату, то сейчас, с введением новой системы оплаты труда, наблюдается реальное повышение доходов тех учителей, которые показывают наиболее высокое качество образования, вносят наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. А управляющим советам школ, расположенных в малочисленных населенных пунктах, чтобы распределять стимулирующую часть фонда оплаты труда адекватно действительному качеству труда педагогов, предстоит пройти обучение в школах общественных управляющих образованием. Но тем не менее в настоящее время уже представляется возможным говорить, что достигнутые образовательные и социальные эффекты лягут в основу формирования долгосрочной политики в области общего образования. газета "Вести образования", "Вести Республика Саха (Якутия)", N1(121) 1-15 января 2009г. |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |