Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Комплексная оценка эффективности региональной системы образования РС(Я) / Новая система оплаты труда на территории ГО "Якутск" /
   
Новая система оплаты труда:образовательная политика на долгий срок
27.01.2009 13:42


Реализация комплексного проекта мо­дернизации образования - одно из важ­нейших событий в истории системы об­разования Республики Саха (Якутия), ко­торое привело к позитивным изменениям в региональной и муниципальной систе­мах образования: повышению качества образования, улучшению материальной базы школ республики, активизации ра­боты с родителями и общественностью. Галина Алексеева, директор Института развития образования Министерства об­разования Республики Саха (Якутия), счи­тает, что главная задача КПМО заключа­ется в обновлении качества и доступнос­ти образования, стимулировании воспри­имчивости системы образования запро­сам потребителей образовательных услуг и выработке требований к качеству обра­зования. Каких успехов в образователь­ной политике республики позволил до­биться КПМО - Галина Алексеева подели­лась с нами подробностями.

Повышение качества образования

Направления комплексного проекта мо­дернизации утверждены Законом Респуб­лики Саха (Якутия) "О Государственной це­левой программе развития образования на 2007-2011 годы" и Распоряжением прези­дента республики.

В целом на данном этапе можно гово­рить о том, что основным эффектом реали­зации КПМО в Якутии является повышение качества образования через создание ус­ловий для адекватного удовлетворения об­разовательных потребностей граждан. Идет становление системы образования в новом качестве как общественного инсти­тута с государственными гарантиями свое­го существования и развития.

Существенным результатом реализации комплексного проекта модернизации в Респуб­лике Саха (Якутия) стало понимание общест­вом необходимости не просто реформ, а мо­дернизации, существенной трансформации системы образования для решения глобальных задач инновационного развития страны.

Адекватная оценка труда учителя

Комплексный проект модернизации об­разования позволил приблизиться к более адекватной оценке труда учителя. Распоря­жением правительства создана Межведом­ственная правительственная комиссия, ко­торая анализирует реализацию новой сис­темы оплаты труда, вносит коррективы на основании предложений педагогических коллективов и профсоюзов. В ходе введе­ния новой системы оплаты труда по резуль­татам мониторинга происходит постоянное совершенствование региональной методи­ки. Риски новой системы оплаты труда об­суждаются на совещаниях при президенте PC (Я), правительства PC (Я), различных общественных слушаниях.

Результаты НСОТ

Новые условия оплаты труда для учите­лей, непосредственно осуществляющих учебный процесс, руководителей и замес­тителей руководителей, связанных с учеб­ным процессом, разработаны на основе федеральной модельной методики с учетом региональных особенностей.

В 2007-2008 учебном году новая сис­тема оплаты труда была введена в 65 школах, в 2008-2009 учебном году принципы новой системы оплаты труда внедряются во всех общеобразователь­ных учреждениях.

Новая система оплаты труда педагоги­ческих работников основана на расчете единицы труда - педагогической услуги ("ученико-час"). Расчет показывает, что стоимость педагогической услуги в городс­ких школах республики варьируется от 1 рубля 69 копеек до 2 рублей 60 копеек. В сельских пилотных школах самая низкая стоимость - 2 рубля 20 копеек. Самая вы­сокая стоимость ученико-часа - 7 рублей 60 копеек. Стоимость зависит от количест­ва учеников в классе, от количества часов за год по учебному плану, от штатного рас­писания школы.

Новая система позволила максимально учесть специфику труда в каждом общеобразо­вательном учреждении, разработать свои под­ходы к оценке труда работников и структуре штатного расписания. Анализ по пилотным школам, которые перешли на НСОТ с 1 сентяб­ря 2007 года, показывает рост наполняемости классов, изменение соотношения фонда опла­ты труда учителей и прочего персонала.

Одним из результатов НСОТ является диф­ференциация заработной платы учителей. Зарплата работника может увеличиться в за­висимости от результатов и качества его тру­да, а может остаться на уровне гарантирован­ной ее части. Средняя заработная плата по новой системе оплаты труда составляла на 1 января 2008 года 17 062 рубля, на 1 декаб­ря 2008 года - 22 488 рублей с учетом стиму­лирующей части. Значительно выросла зара­ботная плата у учителей начальных классов, руководителей школ, у молодых учителей, не имеющих большого стажа (в 1,5-2 раза).

Наблюдается рост доли стимулирующих выплат в структуре ФОТ образовательных уч­реждений до 24%. В Республике Саха (Якутия) на всех уровнях разработана система мораль­ных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного по­вышения их квалификации.

В школах, где внедрена новая система оп­латы труда учителей, решают сложную задачу создания эффективной системы зависимости заработной платы учителя от результативнос­ти его труда с активным участием в этом про­цессе потребителей образовательных услуг -семьи, родителей, представителей работода­телей и общественности. Как отмечают руко­водители пилотных школ, введение стимули­рующих выплат учителям способствует росту количества педагогических инициатив, а так­же повышению мотивации работы учителей. Наблюдается активность учителей в участии в различных конкурсах и заинтересованность в профессиональном росте. Вырос интерес в вовлечении большего количества учащихся во внеурочную деятельность, различные интел­лектуальные мероприятия.

Первые результаты показывают, что новая система оплаты труда способствует повыше­нию мотивации учителей, поиску новых, инте­ресных для детей, технологий обучения; при­водит к реальному повышению уровня зара­ботной платы педагогов; поднятию интереса к работе школы всей общественности. Новая система оплаты труда также создает условия для повышения эффективности расходования бюджетных средств. Показателями эффектив­ности является рост наполняемости классов, уменьшение коэффициента совместитель­ства, изменение доли педагогических работ­ников и административно-управленческого и обслуживающего персонала. От исполнения этих показателей зависят стимулирующие выплаты руководителям учреждений.

В результате активного взаимодействия сотрудничества всех участников образова­тельного процесса, общественности респуб­лики, профсоюзных организаций, органов ис­полнительной и законодательной власти внедрение новой оплаты труда педагогичес­ких работников в республике осуществляется с учетом региональных особенностей, соблю­дения трудового законодательства и способ­ствует повышению доходов учителей.

Благодаря реализации КПМО в образова­тельных Учреждениях республики приобретен опыт работы в новых финансово-экономичес­ких условиях сочетания нормативного финан­сирования и новой системы оплаты труда учи­телей, разработаны механизмы финансирова­ния, ориентированного на результат. Создана нормативная основа функционирования реги­ональной системы оценки качества образова­ния: разработана Концепция РСОКО, утверж­дены Положения о РСОКО и регламентах РСОКО. Разработаны и апробированы в обра­зовательных учреждениях республики регио­нальные контрольно-измерительные материа­лы (КИМы) для оценки метапредметных спо­собов деятельности обучающихся начальной ступени обучения. Подготовлены рекоменда­ции по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда на основе критериев оце­нивания результатов труда педагогических работников, по расширению участия общест­венности во всех процедурах оценки; измене­ны подходы к оцениванию деятельности педа­гогов при аттестации на высшую квалифика­ционную категорию.

На уровне общеобразовательного учрежде­ния показатели качества образования разра­ботаны с учетом общественного заказа. Об­щественная составляющая показателей каче­ства образования определена в каждом обра­зовательном учреждении посредством состав­ления общественного договора через Управ­ляющие советы ОУ. Внешней стороной пока­зателей качества образования являются кри­терии, определенные в Положении о стимули­рующей части заработной платы. Следующим этапом является определение показателей ка­чества образования на муниципальном уровне через Совет Управляющих советов.

В этом аспекте активизировалась деятель­ность органов государственно-общественно­го управления в образовании и обществен­ных институтов. На сегодня создано 640 Уп­равляющих школьных советов (96,77%). О по­вышении уровня открытости образователь­ных систем всех уровней к запросам граждан говорит количество публичных отчетов по итогам года - 547 (83,87%), и количество созданных сайтов - 319 (90,78%).

Вместе с тем следует отметить, что часть педагогов республики морально еще не гото­ва к дифференциации заработной платы. В целом новая система оплаты труда оценивает­ся положительно, но сегодня наши учителя не­однозначно воспринимают дифференциацию заработной платы. Если раньше все учителя, независимо от качества и результативности труда, получали одинаковую заработную пла­ту, то сейчас, с введением новой системы оп­латы труда, наблюдается реальное повышение доходов тех учителей, которые показывают наиболее высокое качество образования, вно­сят наибольший вклад в реализацию образо­вательной программы школы. А управляющим советам школ, расположенных в малочислен­ных населенных пунктах, чтобы распределять стимулирующую часть фонда оплаты труда адекватно действительному качеству труда пе­дагогов, предстоит пройти обучение в школах общественных управляющих образованием.

Но тем не менее в настоящее время уже представляется возможным говорить, что достигнутые образовательные и социальные эффекты лягут в основу формирования дол­госрочной политики в области общего обра­зования.

газета "Вести образования", "Вести Республика Саха (Якутия)", N1(121) 1-15 января 2009г.

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.