Послание президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному собранию стало прецедентом того, что сегодня в России общее образование впервые обсуждается не как система пропедевтического образования для высшей школы, а как определяющий фактор социально-экономического развития. Стратегия "Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы, - напомнил глава государства. - Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия "Наша новая школа". Стратегия станет продолжением приоритетного национального проекта "Образование". Проблематика президентской инициативы именно сегодня очень важна для России, а для Республики Саха (Якутия) за счет невероятно сложного переплетения региональных особенностей разного плана и уровня актуальна вдвойне. Стратегия развития системы образования в региональном преломлении может трансформироваться в достаточно широкий спектр вариативных стратегических линий образовательной деятельности и моделей их развития, которые могли бы вылиться в том числе и в научно обоснованные нормативы и правовое обеспечение образовательной деятельности (в первую очередь нормативы финансирования). В своем послании Федеральному собранию Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что настала пора кардинально изменить жизнь российской средней школы. Программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений. Условия обучения Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Речь должна идти о необходимости адекватного технологического обеспечения образовательного процесса, разработки новых, в том числе нелинейных, учебников, создания электронных образовательных ресурсов. В Якутии в настоящее время 100 первых школ получили типовые комплекты для кабинетов якутского языка и литературы общей стоимостью 17 миллионов рублей. Комплекты созданы в результате кропотливого многолетнего труда ученых-методистов, лингвистов, педагогов, издателей, программистов, творческих учителей. Разработки в этом направлении будут продолжены. Решению задачи обновления условий обучения должно соответствовать и обновленное содержание образования. В этом плане необходимо остановиться на оценке выполнения требований к результатам. Кроме продолжения логики Единого государственного экзамена имеет смысл и создание добровольных систем оценки качества, когда образовательные учреждения могут использовать разные (адекватные их образовательной программе) системы оценки качества. Например, гуманитарная школа может оценивать свои результаты по одним критериям, а школа с углубленным изучением математики - по другим. Система поиска талантов Во-вторых, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная сиетема поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Реальным механизмом такой поддержки в Республике Саха (Якутия) в последние годы является подпрограмма "Одаренные дети" государственной целевой программы "Семья и дети PC (Я)" (сроком до 2011 года). В целях выявления, поддержки и развития одаренных детей: На республиканском и муниципальном уровнях сформирован Банк данных одаренных детей. Всеми муниципальными органами управления образованием разработана программа "Одаренные дети". Создана сеть специализированных школ, работающих с одаренными детьми - лицеи и гимназии. Создана сеть Президентских школ, число которых в 2007 году составляло 38 - против 22 в 1997 году. Проводятся олимпиады по 29 предметам, в том числе по 20 федеральным и 9 региональным предметам. За успехи в интеллектуальной, художественно-творческой и спортивной деятельности ежегодно вручается 700 стипендий президента PC (Я) по 20 тысяч рублей обучающимся в общеобразовательных учреждениях. Муниципальными образованиями республики утверждены 4243 премии и стипендии для поддержки талантливой молодежи на сумму 3,6 миллиона руб. Кадровая политика Третьей важной задачей, стоящей перед общим образованием, Дмитрий Медведев считает сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. Комплексный проект модернизации образования позволил приблизиться к более адекватной оценке труда учителя. В данное время на всех уровнях разрабатывается система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Знаковым является и то, что 2010 год объявлен Годом учителя. 2009 год должен во многом стать годом подготовки к этому. Так, например, в Верхневилюйском улусе 2008-2009 учебный год объявлен главой администрации Годом инноваций в образовании. В республике разработаны новые условия оплаты труда для учителей, непосредственно осуществляющих учебный процесс, руководителей и заместителей руководителей, связанных с учебным процессом, на основе федеральной модельной методики с учетом региональных особенностей. С 2007-2008 учебного года в республике внедряется новая система оплаты труда. Дизайн школы В-четвертых, должен измениться облик школы - "как по форме, так и по содержанию". С целью повышения доли обучающихся в современных условиях проведена ревизия потребностей общеобразовательных учреждений республики, разработан Финансовый план реализации Республикой Саха (Якутия) комплексного проекта модернизации образования в 2008 году. В результате освоения федеральных средств в 2008 году приобре- тено и поставлено в школы республики учебно-лабораторное оборудование, спортивное оборудование, а также направлены средства на обновление мебели, на оснащение школьных столовых. В последние годы в Республике Саха (Якутия) по проектам, разработанным республиканскими проектными институтами, учитывающими условия Крайнего Севера и вечной мерзлоты, построены 92 новые школы с интересной северной архитектурой и дизайном. Эти институты способны решать любые сложнейшие задачи по проектированию школьных зданий нового поколения. Дизайн культурно-образовательного пространства школы должен учитывать школьный уклад. Для решения этой проблемы необходимо организовать республиканский конкурс на разработку архитектурных моделей образовательных учреждений разного типа (в зависимости от наполняемости, места расположения и так далее) с участием не только профессиональных архитекторов и дизайнеров, но и педагогов. Здоровье - во главе угла Наконец, пятым направлением, которое должно войти в новую программу развития общеобразовательной школы, названо ре- шение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. В Республике Саха (Якутия) уделяется большое внимание вопросам физической культуры и детского спорта. В этом году в четвертый раз под патронажем Международного олимпийского комитета были проведены международные детские спортивные игры "Дети Азии". Республиканское движение за здоровый образ жизни в определенном смысле инициировало одноименную всероссийскую программу. 95 образовательных учреждений республики работает по проекту "Формирование здорового образа жизни", в том числе 16 ОУ, имеющих статус "республиканская экспериментальная площадка". Одним из важных направлений работы детских физкультурно-оздоровительных клубов является организация летних оздоровительных лагерей. Ежегодно проводится конкурс по организации летней занятости и оздоровления детей. Особое внимание уделяется проблеме организации питания как одного из основных факторов, влияющих на развитие адаптационных возможностей организма и состояние здоровья детского населения в суровых климатических условиях Севера. Процесс самодетерминации Прецедент объявления президентской инициативы "Наша новая школа" чрезвычайно важен для республики. Важно понять, что же произошло в ходе реализации комплексного проекта модернизации образования в нашем содержательном продвижении к возможным проектам, инициируемым президентом Российской Федерации. Смогли ли мы оптимально воспользоваться возможностью модернизации и дальнейшего развития региональной системы образования? Каков результат поиска образовательных ресурсов, позволяющих сделать качественный шаг к новой школе? В чем заключается суть современного представления о качестве и результатах образования? Сопоставление реализации и замысла комплексного проекта модернизации образования свидетельствует о том, что в целом наше содержательное продвижение в ходе двухлетнего эксперимента можно определить как процесс самодетерминации регионов. Самодетерминация позволяет не просто транслировать на всю федеральную систему образования через внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны, но и выходить на инициативные проекты активистов инновационной сети и через рефлексию их деятельности - на проектные решения проблематики сегодняшнего дня. Естественный отбор Следующий этап комплексного проекта модернизации образования подразумевает не столько инициацию и продвижение инноваций, сколько отбор тех индивидуальных проектов, которые способны на своем уровне решать актуальные задачи модернизации и тем самым влиять на процесс коррекции проектного задания для регионов, связанного с развитием инновационной сети по проекту "Школа-2020". На наш взгляд, все направления комплексного проекта модернизации образования так или иначе отражают пункты президентской инициативы и могут стать теми способами ее реализации, которые позволят построить новую школу, способную оказывать достойную образовательную поддержку социально-экономического развития. В системе образования Республики Саха (Якутия) этому во многом будут способствовать:
Ориентиры для приоритетов Новым ориентиром для приоритетов в образовании является мегапроект "Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года". Ядром схемы являются крупные проекты в области транспортной инфраструктуры, нефтегазовой, энергетической, угольной, алмазодобывающей промышленности. Есть также проекты создания крупных агропромышленных комплексов. Для реализации схемы будет создано дополнительно более 150 тысяч рабочих мест и уже сегодня востребованы кадры нового качества, способные внести вклад в развитие инновационного общества. Между тем, при существующей безработице в республике потребность в квалифицированных рабочих кадрах составляет 55,9% в общей структуре потребности в кадрах. Предприятия и учреждения республики испытывают большую необходимость в специалистах с начальным профессиональным образованием. Вакансии для них составляют более 70% в структуре общей потребности. Со средним специальным профессиональным образованием - около 19%, с высшим образованием - менее 10%. Для решения данной проблемы в течение последних лет мы активно реализуем такое актуальное и значимое для республики направление, как дуальное образование, которое вносит свой достойный вклад в комплексную модернизацию. На наш взгляд, дуальное образование также может стать одним из механизмов строительства "Нашей новой школы". Правительство Российской Федерации планирует обновить и создать интегрированный законодательный акт "Об образовании" к 2010 году. Сейчас уже есть концепция, проходит обсуждение. В этом направлении наиболее важна работа с партиями и депутатами, чтобы новая редакция Закона "Об образовании" позволила адекватно реализовать идеи национальной образовательной стратегии "Наша новая школа". газета "Вести образования", "Вести Республика Саха (Якутия)", N1(121) 1-15 января 2009г. |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |