Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты
Текущий раздел : / Комплексная оценка эффективности региональной системы образования РС(Я) / План реализации КПМО /
   
КПМО как механизм "Нашей новой школы"
27.01.2009 11:16


Послание президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному собранию стало прецедентом того, что сегодня в России общее образование впервые обсуждается не как система пропедевтического образования для высшей школы, а как определяющий фактор социально-экономического развития.

Стратегия

"Совсем недавно вместе с профессио­нальным сообществом мы обсуждали базо­вые параметры модернизации школы, - на­помнил глава государства. - Ее главным ре­зультатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающе­го развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образо­вательная стратегия "Наша новая школа". Стратегия станет продолжением приоритет­ного национального проекта "Образование".

Проблематика президентской инициати­вы именно сегодня очень важна для России, а для Республики Саха (Якутия) за счет не­вероятно сложного переплетения регио­нальных особенностей разного плана и уровня актуальна вдвойне.

Стратегия развития системы образования в региональном преломлении может трансфор­мироваться в достаточно широкий спектр ва­риативных стратегических линий образова­тельной деятельности и моделей их развития, которые могли бы вылиться в том числе и в на­учно обоснованные нормативы и правовое обеспечение образовательной деятельности (в первую очередь нормативы финансирования).

В своем послании Федеральному собра­нию Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что настала пора кардинально изменить жизнь российской средней школы. Програм­ма развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений.

Условия обучения

Первая задача, которую необходимо ре­шить системе общего образования, заклю­чается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурент­ном мире. Речь должна идти о необходимос­ти адекватного технологического обеспече­ния образовательного процесса, разработки новых, в том числе нелинейных, учебников, создания электронных образовательных ре­сурсов.

В Якутии в настоящее время 100 первых школ получили типовые комплекты для каби­нетов якутского языка и литературы общей стоимостью 17 миллионов рублей. Комплек­ты созданы в результате кропотливого мно­голетнего труда ученых-методистов, линг­вистов, педагогов, издателей, программис­тов, творческих учителей. Разработки в этом направлении будут продолжены.

Решению задачи обновления условий обучения должно соответствовать и обнов­ленное содержание образования. В этом плане необходимо остановиться на оценке выполнения требований к результатам. Кро­ме продолжения логики Единого государ­ственного экзамена имеет смысл и создание добровольных систем оценки качества, ког­да образовательные учреждения могут ис­пользовать разные (адекватные их образо­вательной программе) системы оценки каче­ства. Например, гуманитарная школа может оценивать свои результаты по одним крите­риям, а школа с углубленным изучением ма­тематики - по другим.

Система поиска талантов

Во-вторых, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная сиетема поиска и поддержки талантливых де­тей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Реальным механизмом такой поддержки в Республике Саха (Якутия) в последние годы является подпрограмма "Одаренные дети" го­сударственной целевой программы "Семья и дети PC (Я)" (сроком до 2011 года).

В целях выявления, поддержки и развития одаренных детей:

На республиканском и муниципальном уровнях сформирован Банк данных одарен­ных детей.

Всеми муниципальными органами управ­ления образованием разработана програм­ма "Одаренные дети".

Создана сеть специализированных школ, работающих с одаренными детьми - лицеи и гимназии.

Создана сеть Президентских школ, число которых в 2007 году составляло 38 - против 22 в 1997 году.

Проводятся олимпиады по 29 предметам, в том числе по 20 федеральным и 9 регио­нальным предметам.

За успехи в интеллектуальной, художест­венно-творческой и спортивной деятельности ежегодно вручается 700 стипендий президен­та PC (Я) по 20 тысяч рублей обучающимся в общеобразовательных учреждениях.

Муниципальными образованиями респуб­лики утверждены 4243 премии и стипендии для поддержки талантливой молодежи на сумму 3,6 миллиона руб.

Кадровая политика

Третьей важной задачей, стоящей перед общим образованием, Дмитрий Медведев считает сохранение, качественное улучше­ние и пополнение кадрового состава препо­давателей.

Комплексный проект модернизации обра­зования позволил приблизиться к более адекватной оценке труда учителя. В данное время на всех уровнях разрабатывается сис­тема моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Знаковым является и то, что 2010 год объяв­лен Годом учителя. 2009 год должен во мно­гом стать годом подготовки к этому. Так, нап­ример, в Верхневилюйском улусе 2008-2009 учебный год объявлен главой администрации Годом инноваций в образовании.

В республике разработаны новые условия оплаты труда для учителей, непосредствен­но осуществляющих учебный процесс, руко­водителей и заместителей руководителей, связанных с учебным процессом, на основе федеральной модельной методики с учетом региональных особенностей.

С 2007-2008 учебного года в республике внедряется новая система оплаты труда.

Дизайн школы

В-четвертых, должен измениться облик школы - "как по форме, так и по содержа­нию".

С целью повышения доли обучающихся в современных условиях проведена ревизия потребностей общеобразовательных учреж­дений республики, разработан Финансовый план реализации Республикой Саха (Якутия) комплексного проекта модернизации обра­зования в 2008 году. В результате освоения федеральных средств в 2008 году приобре-

тено и поставлено в школы республики учеб­но-лабораторное оборудование, спортивное оборудование, а также направлены средства на обновление мебели, на оснащение школьных столовых.

В последние годы в Республике Саха (Якутия) по проектам, разработанным рес­публиканскими проектными институтами, учитывающими условия Крайнего Севера и вечной мерзлоты, построены 92 новые шко­лы с интересной северной архитектурой и дизайном. Эти институты способны решать любые сложнейшие задачи по проектирова­нию школьных зданий нового поколения.

Дизайн культурно-образовательного пространства школы должен учитывать школьный уклад. Для решения этой пробле­мы необходимо организовать республиканс­кий конкурс на разработку архитектурных моделей образовательных учреждений раз­ного типа (в зависимости от наполняемости, места расположения и так далее) с участием не только профессиональных архитекторов и дизайнеров, но и педагогов.

Здоровье - во главе угла

Наконец, пятым направлением, которое должно войти в новую программу развития общеобразовательной школы, названо ре-

шение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников.

В Республике Саха (Якутия) уделяется большое внимание вопросам физической культуры и детского спорта.

В этом году в четвертый раз под патрона­жем Международного олимпийского комите­та были проведены международные детские спортивные игры "Дети Азии".

Республиканское движение за здоровый образ жизни в определенном смысле иници­ировало одноименную всероссийскую прог­рамму.

95 образовательных учреждений респуб­лики работает по проекту "Формирование здорового образа жизни", в том числе 16 ОУ, имеющих статус "республиканская экспериментальная площадка".

Одним из важных направлений работы детских физкультурно-оздоровительных клу­бов является организация летних оздорови­тельных лагерей. Ежегодно проводится кон­курс по организации летней занятости и оз­доровления детей.

Особое внимание уделяется проблеме организации питания как одного из основ­ных факторов, влияющих на развитие адап­тационных возможностей организма и сос­тояние здоровья детского населения в суро­вых климатических условиях Севера.

Процесс самодетерминации

Прецедент объявления президентской инициативы "Наша новая школа" чрезвычай­но важен для республики. Важно понять, что же произошло в ходе реализации комплекс­ного проекта модернизации образования в нашем содержательном продвижении к воз­можным проектам, инициируемым прези­дентом Российской Федерации.

Смогли ли мы оптимально воспользовать­ся возможностью модернизации и дальней­шего развития региональной системы обра­зования? Каков результат поиска образова­тельных ресурсов, позволяющих сделать качественный шаг к новой школе? В чем зак­лючается суть современного представления о качестве и результатах образования?

Сопоставление реализации и замысла комплексного проекта модернизации обра­зования свидетельствует о том, что в целом наше содержательное продвижение в ходе двухлетнего эксперимента можно опреде­лить как процесс самодетерминации регио­нов. Самодетерминация позволяет не прос­то транслировать на всю федеральную сис­тему образования через внедрение основ­ных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны, но и выходить на инициативные проекты активистов иннова­ционной сети и через рефлексию их дея­тельности - на проектные решения пробле­матики сегодняшнего дня.

Естественный отбор

Следующий этап комплексного проекта модернизации образования подразумевает не столько инициацию и продвижение инно­ваций, сколько отбор тех индивидуальных проектов, которые способны на своем уров­не решать актуальные задачи модернизации и тем самым влиять на процесс коррекции проектного задания для регионов, связанно­го с развитием инновационной сети по про­екту "Школа-2020".

На наш взгляд, все направления компле­ксного проекта модернизации образования так или иначе отражают пункты президен­тской инициативы и могут стать теми спосо­бами ее реализации, которые позволят построить новую школу, способную оказы­вать достойную образовательную поддержку социально-экономического развития.

В системе образования Республики Саха (Якутия) этому во многом будут способство­вать:

  • стратегия развития образования Рес­публики Саха (Якутия) до 2020 года "Качественное образование - надеж­ные инвестиции в будущее", одоб­ренная XI Съездом учителей и педа­гогической общественности респуб­лики в 2005 году;
  • государственная целевая программа развития образования PC (Я) на 2007-2011 годы.

Ориентиры для приоритетов

Новым ориентиром для приоритетов в об­разовании является мегапроект "Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года". Ядром схемы являются крупные проекты в области транс­портной инфраструктуры, нефтегазовой, энергетической, угольной, алмазодобываю­щей промышленности. Есть также проекты создания крупных агропромышленных комп­лексов. Для реализации схемы будет созда­но дополнительно более 150 тысяч рабочих мест и уже сегодня востребованы кадры но­вого качества, способные внести вклад в развитие инновационного общества.

Между тем, при существующей безрабо­тице в республике потребность в квалифи­цированных рабочих кадрах составляет 55,9% в общей структуре потребности в кад­рах. Предприятия и учреждения республики испытывают большую необходимость в спе­циалистах с начальным профессиональным образованием. Вакансии для них составляют более 70% в структуре общей потребности. Со средним специальным профессиональ­ным образованием - около 19%, с высшим образованием - менее 10%.

Для решения данной проблемы в течение последних лет мы активно реализуем такое актуальное и значимое для республики нап­равление, как дуальное образование, кото­рое вносит свой достойный вклад в компле­ксную модернизацию. На наш взгляд, дуаль­ное образование также может стать одним из механизмов строительства "Нашей новой школы".

Правительство Российской Федерации планирует обновить и создать интегриро­ванный законодательный акт "Об образо­вании" к 2010 году. Сейчас уже есть кон­цепция, проходит обсуждение. В этом направлении наиболее важна работа с партиями и депутатами, чтобы новая ре­дакция Закона "Об образовании" позво­лила адекватно реализовать идеи нацио­нальной образовательной стратегии "На­ша новая школа".

Феодосия Габышева - министр образования РС(Я)

газета "Вести образования", "Вести Республика Саха (Якутия)", N1(121) 1-15 января 2009г.

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.