Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты погода
Текущий раздел : / Комплексная оценка эффективности региональной системы образования РС(Я) / План реализации КПМО /
   
От учителя зависит очень многое
27.01.2009 10:22


  Сегодня в системе общего образования Республи­ки Саха (Якутия) 644 дневных общеобразовательных школ с численностью 143 276 учащихся, кроме того, в классах с ограниченными возможностями здоровья, организованных при общеобразовательных школах, обучаются 1481 учащийся; 16 вечерних школ и 53 учебно-консультационного пункта при дневных обще­образовательных школах с численностью 2873 уча­щихся; 23 специальных школы и школы-интерната для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии с численностью 2062 учащихся; одно учреждение для детей с девиантиым поведением с численностью 36 воспитанников; 741 детское до­школьное учреждение с охватом 53 372 воспитанни­ка; 14 приемных семей с охватом 34 воспитанника; 147 учреждений дополнительного образования с ох­ватом 82 466 учащихся. В ведении Министерства об­разования находятся 4 учреждения среднего профес­сионального образования. В соответствии с поста­новлением правительства Республики Саха (Якутия)

  165 образовательных учреждений являются малоко­мплектными. Особое место в системе образования республики занимают школы малочисленных народов Севера. Сегодня функционируют 9 кочевых школ.

  В целях реализации приоритетных направлений раз­вития системы российского образования Республика Саха (Якутия) добивается эффективного включения об­разования в процессы повышения уровня благосостоя­ния граждан и обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики.

От учителя зависит очень многое

  Спросите у любого родителя, что он считает важнейшим в обучении своего ребенка, и он наверняка ответит: хорошие учителя. Они не просто учат читать и считать. Они открывают детям тайны Земли и Галактики, помогают понять красоту природы и родного языка, познать законы музыки и гармонию математики. О том, как и чем сегодня живут педагоги, что их заботит и радует, об успехах и задачах - наш разговор с заместителем председателя правительства Республики Саха (Якутия) Юрием Степановичем Куприяновым.

- Действительно, учитель - самый глав­ный человек. Под его умелым руководством школьники могут эффективно использовать новые технологии и новые знания, которые стремительно развиваются. Преподаватели занимают центральное место в любом про­цессе, направленном на повышение обра­зовательного уровня. Учителя сегодня фор­мируют образ будущего нашего государ­ства. От учителя зависит очень многое.

Вы помните своих учителей?

  Я начал учебу в первом классе Бэдиминской восьмилетней школы в Мегино-Канга-ласском улусе у Марии Николаевны Андре­евой. Она нас учила не только читать и счи­тать. Она открыла для нас целый мир. Затем были замечательные учителя, мои классные руководители в Майинской школе - Нико­лай Терентьевич Алексеев и Ларион Степа­нович Ларионов. Они преподавали матема­тику и физику. В память об этих людях, за­мечательных и мудрых педагогах, я учредил именные стипендии, и теперь каждый год лучшие выпускники Майинской средней школы в конце учебного года поощряются за достигнутые успехи.

  Ежедневный кропотливый труд и личный пример педагогов помогли мне выбрать профессию, я поступил в Ленинградский педагогический институт на литературный факультет. С тех пор остались любовь и ува­жение к нелегкому учительскому труду.

  Очень интересно бывать в школах, бесе­довать не только с преподавателями, но и с ребятами, узнавать, о чем они думают, меч­тают. Важно, чтобы они добились осущес­твления своих желаний. А для педагога важ­но научить их мечтать и принимать верные решения.

  Пройдет немного времени, и те, кто се­годня учатся в школе, будут сами учить и лечить, строить мосты, здания и железные дороги, им предстоит реализовывать "Схе­му развития производительных сил, транс­порта и энергетики республики". Это кажет­ся, что до 2020 года еще так далеко.

-Получается, что перед учителями стоят большие и важные задачи -подготовить будущих специалистов?

  Конечно. И им это по силам. Сегодня в нашей республике в 644 общеобразова­тельных школах преподают 16 260 учителей. Их готовят Якутский государственный уни­верситет, Саха государственная педагоги­ческая академия и педагогические коллед­жи. Обеспеченность педагогическими кад­рами ежегодно улучшается.

  С 2007 года в республике активно реализуется комплексный проект мо­дернизации образования, который вклю­чает нормативное бюджетное финанси­рование и новую систему оплаты труда. Что вы можете сказать по этому поводу?

  С 2007 года в системе общего образо­вания осуществляется нормативное финан­сирование основных общеобразовательных программ и поэтапный переход на оплату труда с учетом результатов и качества тру­да. Эти финансово-экономические механиз­мы способствовали определенному упоря­дочению штатной численности общеобразо­вательных учреждений.

  В 2008 году уже 326 школ работает по новой системе оплаты труда. Средняя зара­ботная плата по новой системе оплаты тру­да составляла на 01 января 2008 года -17 062 рубля, на 01 декабря 2008 года -22 488 рублей с учетом стимулирующей части. Возросла и доля стимулирующей части фонда оплаты труда. Причем новая система оплаты труда довольно серьезно коснулась повышения оплаты труда моло­дых педагогов. Эта система предлагает но­вые критерии оценки труда учителя, расши­ряет его возможности. Зарплата складыва­ется из базовой части и стимулирующей.

  Размер стимулирующей части определяет не директор школы, а родители, обществен­ные организации, попечительские советы. Таким образом, новая система оплаты тру­да заставила ввести новые экономические отношения, расставила приоритетные ак­центы, определила нормативы. Нельзя за­бывать, что при этом нисколько не наруша­ется одно из главных требований - доступ­ность образования.

  Какие созданы условия для педаго­гических работников образовательных учреждений, расположенных в местах компактного проживания малочисленных народов Севера?

  В целях привлечения педагогических кадров для работы в отдаленных школах в соответствии с указом президента PC (Я) "О первоочередных мерах по обеспечению педагогическими кадрами школ Республи­ки Саха (Якутия)" производится единовре­менная выплата в размере пяти окладов педагогическим работникам, трудоустро­ившимся в сельскую местность. Мини­стерство образования ежегодно, начиная с 2008 года, выплачивает десять денежных поощрений в размере 50 тысяч рублей учителям родных языков, в том числе че­тыре - учителям языков малочисленных народов Севера.

  Все педагоги учреждений, расположен­ных в сельской местности и арктических улусах, получают ежемесячные доплаты. Также в улусах, расположенных за Полярным кругом, установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 2,0. Если говорить о жилье, то действует республиканская программа "Обеспечение жильем педагогических работников сельских малокомплектных школ арктических и северных улусов" на 2006-2010 годы. В арктические улусы за два года направлено 90 молодых специалистов, которые по этой программе через пять лет работы получат квартиру в Якутске на условиях долевого строитель­ства; 50 процентов субсидии на получение однокомнатной благоустроенной квартиры за счет государственного бюджета PC (Я), 50 процентов - за счет долгосрочного кре­дита. Педагогам, выехавшим в 2006 году, десять процентов от суммы субсидии пере­числено на их лицевые счета. Согласно пос­тановлению правительства PC (Я) "О мерах по содействию в трудоустройстве выпускни­ков учреждений профессионального обра­зования 2008 года" в места компактного проживания малочисленных народов Севе­ра направлено 26 специалистов.

  Республика может по праву гордить­ся тем, что ежегодно строятся новые школы. Этот год не стал исключением?

  Президент и правительство республики уделяют этой задаче большое внимание. Благодаря принятой государственной прог­рамме "Строительство образовательных уч­реждений в сельской местности Республики Саха (Якутия) каждый год возводятся новые здания, причем в каменном варианте. В этом году построено 9 новых школ; ново­селья отметили в поселках Батагай Верхо­янского улуса и Чернышевский Мирнинского района; в селах Кюлекян Вилюйского улу­са; Вестях Жиганского улуса, Аргас Кобяйского улуса, Тарат Мегино-Кангаласского улуса, Балыктах Усть-Алданского улуса, Ударник Томпонского улуса, Хадар Чурапчи-нского улуса.

  Новое здание потребует и нового оснащения. Как решается этот воп­рос?

За два года реализации приоритетно­го национального проекта "Образование" в школы республики поставлено: 161 еди­ница автотранспорта, 528 учебных кабине­тов и интерактивных комплексов, в 2008 году поставлено 893 комплекта учебного и лабораторного оборудования, в том числе за счет федеральных средств - 129, за счет республиканских средств - 212, в рамках комплексного проекта модерниза­ции образования - 552.     |

  В республике, даже в самых отда­ленных районах, модернизация систе­мы образования идет полным ходом?

  Этому предшествовала кропотливая результативная работа. Наибольшую об­щественную поддержку получили иннова­ции школ в области информатизации и развития информационно-коммуникаци­онных технологий, что является важным фактором становления и развития эконо­мики знаний. Завершено подключение всех образовательных учреждений к сети интернет. В ближайшие два года необхо­димо завершить разработку периодичес­ки обновляемого пакета электронных об­разовательных ресурсов, выставить их в интернет и предоставить возможность учителям пользоваться на своих уроках самыми современными разработками в области информационных технологий. В Якутске 576 учителей используют новые информационно-коммуникационные пе­дагогические технологии на уроках.

  Объем средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обеспече­ние доступа к сети интернет учреждений, подключенных в рамках реализации прио­ритетного национального проекта "Обра­зование" в 2008-2009 годах, составляет более восемнадцати с половиной милли­онов рублей. Ежегодно тринадцать тысяч учителей проходят курсы повышения ква­лификации, в 2008 году почти восемь ты­сяч педагогов - по комплексному проекту модернизации образования и стандартам нового второго поколения, где одним из ключевых вопросов стала новая система оплаты труда. Государственным собрани­ем (Ил Тумэн) принят закон "Об учебных программах и учебных изданиях для уч­реждений дошкольного и общего средне­го образования PC (Я)". Для обеспечения школ учебниками й пополнения школьных библиотек в республиканском бюджете предусмотрено сорок шесть миллионов рублей, в том числе заключены государ­ственные контракты на поставку учебни­ков федерального перечня на 21 миллион рублей.

  С 2009 года будут установлены норма­тивы комплектования школьных библио­тек бесплатными учебниками и учебными пособиями федерального и республика­нского перечней. Сейчас в республике 31 городская, 394 сельских школы, где обу­чение ведется на якутском языке. Минис­терство образования PC (Я) обеспечивает финансирование разработки и издания учебников по якутскому языку и литерату­ре, культуре народов республики, учеб­ной литературы на языках малых народ­ностей. В целях создания условий для по­вышения качества обучения якутскому языку и литературе, внедрения современ­ных технологий в образовательный про­цесс разработано Положение о конкурсе на присвоение статуса опорной школы по обучению якутскому языку и литературе среди школ Якутии.

газета "Вести образования", "Вести Республика Саха (Якутия)", N1(121) 1-15 января 2009г.

© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.