Из опыта работы учителя СОШ№14 г.Якутска Переваловой Пеи Петровны.
Я работаю учителем биологии в СОШ №14. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационно-коммуникативных технологий на различных стадиях учебного процесса. В связи с этим чтобы соответствовать требованиям современности стараюсь усвоить информационные технологии. Владею основными офисными программами Word, Excel, Publisher, Power Point. Обучаюсь программе Front Page.
ИКТ - технологии на уроках естественного цикла можно применять:
1) при объяснении учителем нового материала в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора на экран (в настоящее время это актуально вследствие того, что не всегда таблицы и схемы есть в наличии у учителя).
2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке.
3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом.
4) при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения.
5) домашние задания в виде подготовки презентаций.
Я использую компьютер на уроке в основном в демонстрационном режиме, т.к. имеем в наличии один компьютер в кабинете. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом. Использую в основном презентации Power Point. Презентации применяются для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.
При составлении презентаций большее внимание уделяю иллюстративному материалу. В частности на уроках зоологии, ботаники не хватает иллюстративного материала. Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для усвоения. Вашему вниманию предоставила наиболее удачные, на мой взгляд презентации.
Начала использовать презентации также на уроках общей биологии. Для того чтобы информация лучше воспринималась детьми, необходимо большое количество схем и таблиц. Электронные презентации эффективно используются на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий. При объяснении сложных тем таких как «Биосинтез белка», «Фотосинтез», «Гликолиз» можно эффективно использовать видеофрагменты и интерактивные рисунки из диска «Основы общей биологии» по курсу Пономаревой. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего.
Я начала использовать презентации для сопровождения уроков, проводимых с использованием модульно-рейтинговой технологии. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников.
Пользовалась также мультимедийными уроками “Кирилла и Мефодия” для 6-11 классов. Из этих уроков определенные моменты, в частности видеофрагменты, анимации по мере возможностей использовала на уроках.
С этого года в 7-х классах работаю по учебнику по программе Пономаревой, в связи, с чем стала использовать на уроках электронные учебные пособия по данной программе. Диски данного образовательного комплекса можно использовать также и на уроках анатомии человека и общей биологии.
В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет, для подготовки к олимпиадам, к сдаче выпускных экзаменов проводилась работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ.
Занимаюсь с учащимися научно-исследовательской деятельностью. Готовим презентации с учащимися для выступлений на различных научно-практических конференциях.
Использую также презентации, взятые из образовательных сайтов, в частности из «Сети творческих учителей». Для составления презентаций использую материалы из Интернета, в частности фотографии природы, животных, растений.
В настоящее время работаю над созданием электронного портфолио учителя.