Лонгинова Виктория Владимировна
Учитель начальных классов
МОУ «Городская классическая гимназия»
Городского округа «Якутск»
Ул. Кулаковского 6/2
р/т 33-50-82
д/т 22-55-15

 

Использование ИКТ в начальной школе,
как средство развития познавательного интереса младших школьников.


Проблема компьютеризации обучения младших школьников представляется актуальной, поскольку педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Иными словами, процесс обучения младших школьников может быть эффективным, если при объяснении определённых заданий будет использован компьютер, так как:

  1. его использование оптимизирует деятельность учителя;
  2. применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом познавательный интерес учащихся;

Урока с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребёнок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является в принципе, интегрированным – на нём помимо задач предметных решаются задачи курса информатики. Интегрировать можно литературное чтение и изобразительное искусство, окружающий мир и трудовое обучение, математику и окружающий мир и т.д.
При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы деятельности. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска.
Чтобы формировать познавательный интерес младшего школьника, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для самостоятельного решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что развитие познавательного интереса, главным образом осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы, решения которых уже известны. Учащиеся же только в отдельных случаях, на определённом уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения познавательный интерес следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.
Новые технологии в практике обучения, скорее следует рассматривать как необходимое условия интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.
Что же касается, методов организационных форм и средств обучения, то они могут варьироваться в зависимости от применяемой концепции обучения, форм обучения.
Следовательно, мы ставим перед собой цель: развитие познавательного интереса младшего школьника.
Поэтому особое место в нашей работе занимают информационно-коммуникативные технологии в развитии познавательного интереса при обучении.


В настоящее время существует достаточное количество прикладных программ для компьютерного обучения, которые представляют собой эффективное средство обучения для учителя начальных классов.
Мы используем в своей деятельности демонстрационные программы, в том числе компьютерные презентации, выполненные в приложении Microsoft Power Point.
При подготовке презентации к показу на уроке, включаем энциклопедические статьи, иллюстрации, фотографии, аудио- и видеофрагменты из мультимедийной «Энциклопедии Кирилла и Мефодия».
Нами проведено несколько интегрированных уроков, например таких как: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка по темам: «Мир просит тебя: открой меня заново», «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств», «Работа над понятием «преображение», «Авторский взгляд на мир». Ведущими идеями таких уроков является построение собственной мысли, раскрытие тайны через восприятие.  
Развивающая задача реализуется в образовательном процессе в ходе чтения художественных текстов и выполнения детьми заданий по выбору:
*нарисовать картину, которую они представили;
*написать мини-сочинение.


Такая работа очень увлекает детей, развивает их творческое мышление, воображение, фантазию, а также формирует мотив учения, т. е. желание учиться, потребность получать новые знания.
Особое место в своей работе уделяем контролирующим программам, которые   специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса учащихся. Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером.
Для самооценки работы учителя, нами было проведено анкетировании среди учащихся 4 А класса МОУ «ГКГ» в количестве 28 человек на выявление приоритетов учебных предметов и их взаимосвязь с ИКТ. Получены следующие результаты, из которых следует, что познавательный интерес к  урокам литературное чтение и окружающий мир выше, чем к урокам математики и русского языка, после применения на уроках ИКТ.


Таким образом, ценность таких уроков заключается в отражении чувств, мыслей ребёнка, свежести восприятия явлений. При подобной организации обучения ребёнок раскрывает себя как личность и начинает формировать собственную позицию.
Уроки с применением компьютера заключает в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Использование компьютеров в учебной и внеучебной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективным способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и созидания благополучного эмоционального фона.
В условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным, а обратная связь учащихся с учителем  более систематической и продуктивной. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Создание  и проведение уроков с применением ИКТ служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов, обеспечивает систематизацию знаний.
С другой стороны,  метод обучения с использованием  информационных технологий очень привлекателен и для самого учителя: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает  искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.