ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В рамках проекта предполагается создание и развитие детского (молодежного) движения в поддержку социально незащищенных групп граждан: пенсионеров, неработающих граждан, в первую очередь женщин, лиц, утративших работу во время кризис, лиц с ограниченными физическими возможностями.
Цель движения - увеличение социальной защищенности населения, проведение "компьютерного ликбеза", чтобы помочь (в первую очередь старшему поколению) научиться полноценно пользоваться благами информационного общества.
Сегодня людям старшего возраста крайне сложно адаптироваться к условиям жизни в современном обществе, пользоваться электронными государственными услугами и осуществлять социальное общение. Не секрет, что молодежь гораздо быстрее "находит общий язык" с компьютером, чем люди за сорок и старше. Молодые максимально используют весь потенциал информационных технологий для работы, учебы, общения, получения государственных услуг, поиска информации и приобретения товаров. Как свидетельствует активное развитие социальных сетей, многие молодые люди (преимущественно школьники и студенты) готовы поделиться своими знаниями и навыками. Большинство из них занимают активную гражданскую позицию, понимая, что без знания ИКТ человеку очень сложно существовать в современном обществе. Согласно исследованию PIW, 2006 - только 3% людей, старше 55 лет имеет в России доступ в Интернет. В сравнения в США это 55%, в Европе в среднем 37%.
Цифровое неравенство затрагивает самые социально непривилегированные группы граждан, именно тех, кому в большей степени необходима социальная поддержка.
Пожилому человеку крайне сложно собирать информацию о работе государственных органов, искать перечни необходимых документов для получения государственных услуг, узнавать время работы нужного ведомства и т.д.
Вся эта информация в данный момент доступна в сети Интернет, ее можно получить за несколько минут, однако людям старшего возраста приходится отстаивать часовые очереди, тратить время и деньги на поездки в органы государственной власти из-за компьютерной неграмотности.
Во многих случаях люди старшего возраста получают помощь в обучении основам информационных технологий в рамках своих семей. Молодежь пытается помочь старшему поколению освоить компьютер, научиться пользоваться Интернетом, сервисами мгновенного обмена сообщениями, порталами органов государственной власти и интернет-магазинами.
Для старшего поколения это вопрос не только вопрос получения знаний и навыков, но и важный опыт социальной адаптации и межпоколенческого общения.
Выход за рамки семейного общения на уровень социального проекта будет в данном случае полезен не только старшему поколению, но и молодежи: первые получили бы необходимые им знания и навыки, а вторые смогли бы применить свои знания на практике и поделиться опытом с другими. Существенные преимущества получит и государство, т.к. подобный проект снизит цифровое неравенство, социальную агрессию и дезадаптированность старшего поколения к новым условиям жизни при минимальных затратах на развитие образовательной инфраструктуры.
В рамках пилотной фазы проекта планируется привлечение волонтеров - школьников региона (желательно с 5-го по 9-ый классы) обучению компьютерной грамотности лиц старшего возраста.
Обучение будет проводиться на базе школ, библиотек и центров общественного доступа к сети Интернет. В рамках проекта должен быть разработан стандарт обучения, который потом будет использован при тиражировании опыта в другие регионы, а также необходимые методические и учебные материалы.
В пунктах набора волонтеров с ними должно проводиться тестирование на уровень компьютерной грамотности и беседа с психологом на предмет контактности и владения навыками общения. После прохождения тестирования и собеседования волонтер получает методическое пособие с темами и методикой обучения и прослушивает краткий инструктаж по участию в движении.
В качестве символов волонтерского движения разрабатываются нагрудные значки и футболки с символами движения.
ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Информатизация, призванная устранить социальные различия, в реальности зачастую делает богатых еще богаче, а бедных - еще беднее. С этим сложно поспорить, зная о нынешней ситуации с внедрением информационных технологий в России. Задачей информатизации в последнее время было создание технической инфраструктуры, поставка компьютеров, прокладка сетей и разработка программных решений. Со временем пришло понимание того, что нужно эти ресурсы наполнять содержанием, и тогда государственные деньги пошли на разработку контента порталов и сайтов. И никто не задумался о том, какой процент людей в России сможет этими ресурсами адекватно пользоваться.
Сегодня вопросу массовой компьютерной грамотности уделяется большое внимание на самом высоком уровне. В своем выступлении на Президиуме Госсовета, Президент РФ Дмитрий Медведев в частности сказал: "Эксперты полагают, что информационный капитал личности - это очень значимый ресурс, особенно в нашу эпоху. Поэтому разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создаёт так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство. Когда те, кто живёт в крупном столичном городе, обладают практически любыми возможностями и по доступу в Интернет, и по использованию мобильных средств связи, а те, кто живёт в небольших населённых пунктах, не обладают практически никакими. Вот это цифровое неравенство, цифровой разрыв мы должны преодолеть".
Группой риска являются в основном люди возрастной группы 40 , которые оказались за границами государственных программ обучения основам работы на компьютере и в сети Интернет, введенных в школах и ВУЗах не так давно. "Под удар" попадают также работники бюджетной сферы, бывшие военнослужащие, уволенные в запас, инвалиды и малообеспеченные граждане. Они оказываются неконкурентоспособными на рынке труда. Также они не могут воспользоваться преимуществами, которые дают компьютерные сети. В частности, не могут оперативно получить сведения об изменениях в законодательстве, об основных событиях, происходящих в стране, выбирать наиболее выгодные тарифы авиаперевозчиков, пользоваться бесплатными информационными услугами, предоставляемыми не только коммерческими, но и государственными структурами (как то: справки о социальных льготах, формы официальных документов, бланков). Отсутствие навыков пользования компьютером приводят к тому, что пожилые люди боятся пользоваться такими аппаратами как банкоматы, пункты приема платежей, информационные киоски.
Привлечение молодежи и молодежных организаций к этому проекту поможет не только снизить межпоколенческие различия и улучшить детско-родительские отношения, но и задействовать огромный ИКТ-ресурс молодых, чтобы помочь старшему поколению адаптироваться в новой общественной формации.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Провести исследование компьютерной грамотности пожилых людей в выбранном регионе. 2. Провести исследование готовности молодежи (школьников, а также студентов) путем анкетирования в школах и вузах о готовности участвовать в волонтерском движении "Тимуровцы" информационного общества". 3. При поддержке органов управления образованием региона провести ряд информационных мероприятий в школах и вузах выбранных регионов с целью информирования молодежи о волонтерском движении и привлечение школьников и студентов к волонтерской работе. 4. Разработать Интернет-ресурс проекта, адаптированный к нуждам и интересам пожилых людей с разделом, посвященным нуждам социально-незащищенных граждан в современном информационном обществе, а также сервисами поддержки пожилых граждан в области работы в сети Интернет. 5. Открыть "горячую линию" для участников проекта для предоставления консультационных услуг в области интернет-права и социально ориентированных сервисов. 6. Разработать рекомендации по работе с лицами старшего возраста, провести психологические семинары с участниками волонтерского движения. 7. Разработать методические рекомендации по организации и проведению обучения. 8. Разработать и издать учебные пособия для использования в рамках обучения. 9. Организовать учебный процесс и систему мониторинга прохождения обучения. 10. Разработать информационную систему учета населения, прошедшего обучение. 11. Разработать систему поощрения волонтеров и слушателей и произвести средства материального поощрения.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ ПРОЕКТА
1) Повышение социальной защищенности лиц старшего возраста за счет использования возможностей современных ИКТ. Включение социально-незащищенных граждан в информационное общество позволит обеспечить устойчивое и стабильное социальное развитие за счет полноценного использования возможностей информационного общества.
2) Вовлечение молодежи в волонтерскую работу с населением старшего возраста. Актуальнейшие задачи воспитания молодого поколения в духе патриотизма, уважения к российской истории и культуре невозможны без организации тесного межпоколенческого общения между молодежью и людьми старшего возраста. Передача опыта от молодых пожилым поможет сломать сложившуюся парадигму взаимоотношения старшего и подрастающего поколений, что поможет наладить диалог между родителями и детьми.
3) Снижение социально-политической агрессии. Обучение пенсионеров силами молодежи позволит увеличить продолжительность активного трудового возраста, уменьшить социальную изоляцию пожилых граждан и повысить качество жизни.
4) За счет развития навыков населения гарантируется равный уровень доступности информации и технологий независимо от пола, возраста, места проживания и социального положения. Проект обеспечивает реализацию прав граждан на получение, хранение и передачу информации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также стимулирует применение гражданами и организациями информационных и телекоммуникационных технологий, невзирая на их возраст. Использование государственных услуг в электронном виде особенно актуально для лиц старшего возраста, и проект поможет предоставить им необходимые для этого знания и навыки.
5) Духовно-нравственное воспитание молодежи. Тесное общение с людьми старшего возраста поможет развитию у молодых волонтеров таких черт как сострадание, умение и готовность помогать, стрессоустойчивость, внимание к пожилым людям, качества и навыки, необходимые для преподавательской деятельности. Полученный в ходе проекта опыт поможет молодым людям быстрее пройти процесс социализации (что особенно актуально для старшеклассников), не потеряв контакта со старшим поколением.
6) Развитие экономики на основе ИКТ. Сделать массовое обучение граждан основам информационных технологий позволит не только сделать востребованной техническую инфраструктуру, существенно увеличив объем продаж товаров и услуг через Интернет, но и привлечь инвестиции в другие секторы экономики (например, транспорт, почта, продажа и обслуживание оргтехники и т.д.). Население сможет через Интернет получать качественную консультативную помощь у лучших специалистов страны в области медицины, юриспруденции, образования, налогообложения и т.д., а также получит возможность удаленно работать с банками и другими финансовыми учреждениями.
7) Создание основ для устойчивого развития образовательной инфраструктуры. Созданные в рамках проекта методические наработки, а также полученный опыт обучения граждан могут быть использованы в рамках государственных образовательных программ.
ПРОГРАММА ДНЯ "ТИМУРОВЦА" ИНФОРМАЦИОНОГО ОБЩЕСТВА" В рамках региональной конференции, фестиваля, форума и т.п.
Подготовка.
Оргкомитет - штаб: 1. Представитель органа образования 2. Представители конференции - 3 человека 3. Директор школы или заместитель 4. Школьный психолог (психолог) 5. Учитель информатики 6. Учитель - помощник 7. Возрастной психолог
Волонтеры: 1. Школьники - средний школьный возраст, 2 девочки, 3 мальчика 2. Школьники - старший школьный возраст, 3 девушки, 2 юноши
Обучаемые. 1. Неработающая женщина 50 - 55 лет, не пенсионерка 2. Пенсионерка 55- 65 лет 3. Мужчина (женщина), потерявший работу во время кризиса 45 - 50 лет 4. Инвалид - колясочник старше 45 лет 5. Пенсионерка старше 70 лет, желательно в молодые годы имевшую интересную, хорошо оплачиваемую работу 6. Пенсионер старше 70 лет, лучше из ученых - инженеров 7. Работающая женщина любого возраста, которой компьютерная грамотность необходима для её работы 8. Работающий мужчина любого возраста, которому компьютерная грамотность необходима для его работы 9. Молодая женщина - до 40 лет из сельской местности 10. Инвалид по слуху, зрению и пр., старше 40 лет
Гости. 1. Представители Администрации региона 2. Представители Минкомсвязи РФ 3. Представители Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) 4. Представители СМИ
Технические средства и др. 1. 10 компьютеров (ноутбуков) 2. Принтер 3. Сканер 4. Цветы - школьникам и обучаемым, 20 букетов 5. Подарки (сувениры) школьникам и обучаемым, 20 подарков 6. Дипломы школьникам и обучаемым, 20 дипломов
Место проведения. Местом проведения мероприятия лучше выбрать класс информатики в хорошо оборудованной школе.
Время проведения. Начало мероприятия - в 11 часов утра. Перерыв на кофе-брейк, дневной чай с 14.00 до 15.00, в это же время можно провести первое общение с журналистами. Продолжение мероприятия - с 15.00 до 17.00. Итоги, награждение и пресс-конференция - с 17.00 до18.00
Важная информация. · В подготовительный период необходимо с участием психолога отобрать детей ("тимуровцев") и обучаемых. · Психологи консультируют организаторов на предмет стрессоустойчивости отобранных детей и обучаемых. · Дети должны уметь доходчиво доносить информацию, быть внимательными и корректными. · Лучше, если каждый из детей сможет рассказать историю, почему возникло решение помочь взрослым. · Лучше, если отобранный ребенок сможет привести знакомого взрослого нужной категории. · Необходимо подготовить и раздать методики обучения "тимуровцам". · Лучше, если обучаемый имеет интересную и богатую событиями историю жизни, о которой сможет рассказать. · Лучше, если обучаемый сможет внятно рассказать перед началом обучения (в момент отбора кандидатов), каких результатов он хочет добиться в учебе и для чего: общение в форумах или по скайпу, электронное письмо, заказ билетов, информация для работы, деятельности и т.п. · Необходимо, чтобы обучаемые также заполняли анкеты с указанием того, чего они ждут от обучения.
Собственно программа
1. Приветственный кофе (чай) - за 30 минут до начала. 2. Открытие проекта - 10 минут. 3. Информация для прессы 5 минут. 4. Знакомство с "учителями" и "учениками" - 20 минут. 5. Первый этап обучения компьютерной грамотности - 2 часа. 6. Короткие итоги, истории взрослых и детей - 25 минут. 7. Обед и встреча с журналистами - 1 час. 8. Второй этап обучения - 1 час 30 минут. 9. Взрослые делятся с "учителями" и организаторами своими конкретными успехами, демонстрируют их: написано электронное письмо и есть ответ, состоялся разговор по скайпу, найдены нужные документы, произошло общение с одноклассниками т.п. - 30 мин. 10. Подведение итогов, награждение взрослых и детей, получение обучаемыми краткого резюме от "тимуровца" по итогам обучения, выступление официальных лиц, пресс-конференция, объявление о начале нового движения "Тимуровцев" информационного общества" - 1 час.
Проект "Тимуровцы" информационного общества" как инструмент реализации Стратегии развития информационного общества в РФ Кураторы проекта: Айгистов Александр Анатольевич Задирако Ирина Николаевна ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ. В рамках проекта предполагается создание и развитие детского (молодежного) движения в поддержку социально незащищенных групп граждан: пенсионеров, неработающих граждан, в первую очередь женщин, лиц, утративших работу во время кризис, лиц с ограниченными физическими возможностями. Цель движения - увеличение социальной защищенности населения, проведение "компьютерного ликбеза", чтобы помочь (в первую очередь старшему поколению) научиться полноценно пользоваться благами информационного общества. Цифровое неравенство затрагивает самые социально непривилегированные группы граждан, именно тех, кому в большей степени необходима социальная поддержка. Пожилому человеку крайне сложно собирать информацию о работе государственных органов, искать перечни необходимых документов для получения государственных услуг, узнавать время работы нужного ведомства и т.д. Во многих случаях люди старшего возраста получают помощь в обучении основам информационных технологий в рамках своих семей. Молодежь пытается помочь старшему поколению освоить компьютер, научиться пользоваться Интернетом, сервисами мгновенного обмена сообщениями, порталами органов государственной власти и интернет-магазинами. Для старшего поколения это вопрос не только вопрос получения знаний и навыков, но и важный опыт социальной адаптации и межпоколенческого общения. Выход за рамки семейного общения на уровень социального проекта будет в данном случае полезен не только старшему поколению, но и молодежи: первые получили бы необходимые им знания и навыки, а вторые смогли бы применить свои знания на практике и поделиться опытом с другими. Существенные преимущества получит и государство, т.к. подобный проект снизит цифровое неравенство, социальную агрессию и дезадаптированность старшего поколения к новым условиям жизни при минимальных затратах на развитие образовательной инфраструктуры. В рамках пилотной фазы проекта планируется привлечение волонтеров - школьников региона (желательно с 5-го по 9-ый классы) обучению компьютерной грамотности лиц старшего возраста. Обучение будет проводиться на базе школ, библиотек и центров общественного доступа к сети Интернет. В рамках проекта должен быть разработан стандарт обучения, который потом будет использован при тиражировании опыта в другие регионы, а также необходимые методические и учебные материалы. В пунктах набора волонтеров с ними должно проводиться тестирование на уровень компьютерной грамотности и беседа с психологом на предмет контактности и владения навыками общения. После прохождения тестирования и собеседования волонтер получает методическое пособие с темами и методикой обучения и прослушивает краткий инструктаж по участию в движении. В качестве символов волонтерского движения разрабатываются нагрудные значки и футболки с символами движения. ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
Привлечение молодежи и молодежных организаций к этому проекту поможет не только снизить межпоколенческие различия и улучшить детско-родительские отношения, но и задействовать огромный ИКТ-ресурс молодых, чтобы помочь старшему поколению адаптироваться в новой общественной формации. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 1. Провести исследование компьютерной грамотности пожилых людей в выбранном регионе. 2. Провести исследование готовности молодежи (школьников, а также студентов) путем анкетирования в школах и вузах о готовности участвовать в волонтерском движении "Тимуровцы" информационного общества". 3. При поддержке органов управления образованием региона провести ряд информационных мероприятий в школах и вузах выбранных регионов с целью информирования молодежи о волонтерском движении и привлечение школьников и студентов к волонтерской работе. 4. Разработать Интернет-ресурс проекта, адаптированный к нуждам и интересам пожилых людей с разделом, посвященным нуждам социально-незащищенных граждан в современном информационном обществе, а также сервисами поддержки пожилых граждан в области работы в сети Интернет. 5. 6. Разработать рекомендации по работе с лицами старшего возраста, провести психологические семинары с участниками волонтерского движения. 7. Разработать методические рекомендации по организации и проведению обучения. 8. Разработать и издать учебные пособия для использования в рамках обучения. 9. Организовать учебный процесс и систему мониторинга прохождения обучения. 10. Разработать информационную систему учета населения, прошедшего обучение. 11. Разработать систему поощрения волонтеров и слушателей и произвести средства материального поощрения. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ ПРОЕКТА. 1) 2) Вовлечение молодежи в волонтерскую работу с населением старшего возраста. Актуальнейшие задачи воспитания молодого поколения в духе патриотизма, уважения к российской истории и культуре невозможны без организации тесного межпоколенческого общения между молодежью и людьми старшего возраста. Передача опыта от молодых пожилым поможет сломать сложившуюся парадигму взаимоотношения старшего и подрастающего поколений, что поможет наладить диалог между родителями и детьми. 3) Снижение социально-политической агрессии. Обучение пенсионеров силами молодежи позволит увеличить продолжительность активного трудового возраста, уменьшить социальную изоляцию пожилых граждан и повысить качество жизни. 4) За счет развития навыков населения гарантируется равный уровень доступности информации и технологий независимо от пола, возраста, места проживания и социального положения. Проект обеспечивает реализацию прав граждан на получение, хранение и передачу информации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также стимулирует применение гражданами и организациями информационных и телекоммуникационных технологий, невзирая на их возраст. Использование государственных услуг в электронном виде особенно актуально для лиц старшего возраста, и проект поможет предоставить им необходимые для этого знания и навыки. 5) 6) 7) Создание основ для устойчивого развития образовательной инфраструктуры. Созданные в рамках проекта методические наработки, а также полученный опыт обучения граждан могут быть использованы в рамках государственных образовательных программ. ПРОГРАММА ДНЯ "ТИМУРОВЦА" ИНФОРМАЦИОНОГО ОБЩЕСТВА" В рамках региональной конференции, фестиваля, форума и т.п. Подготовка. Оргкомитет - штаб: 1. 2. Представители конференции - 3 человека 3. Директор школы или заместитель 4. Школьный психолог (психолог) 5. Учитель информатики 6. Учитель - помощник 7. Возрастной психолог Волонтеры: 1. Школьники - средний школьный возраст, 2 девочки, 3 мальчика 2. Школьники - старший школьный возраст, 3 девушки, 2 юноши Обучаемые. 1. Неработающая женщина 50 - 55 лет, не пенсионерка 2. Пенсионерка 55- 65 лет 3. Мужчина (женщина), потерявший работу во время кризиса 45 - 50 лет 4. Инвалид - колясочник старше 45 лет 5. Пенсионерка старше 70 лет, желательно в молодые годы имевшую интересную, хорошо оплачиваемую работу 6. Пенсионер старше 70 лет, лучше из ученых - инженеров 7. Работающая женщина любого возраста, которой компьютерная грамотность необходима для её работы 8. Работающий мужчина любого возраста, которому компьютерная грамотность необходима для его работы 9. Молодая женщина - до 40 лет из сельской местности 10. Инвалид по слуху, зрению и пр., старше 40 лет Гости. 1. Представители Администрации региона 2. Представители Минкомсвязи РФ 3. Представители Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) 4. Представители СМИ Технические средства и др. 1. 10 компьютеров (ноутбуков) 2. Принтер 3. Сканер 4. Цветы - школьникам и обучаемым, 20 букетов 5. Подарки (сувениры) школьникам и обучаемым, 20 подарков 6. Дипломы школьникам и обучаемым, 20 дипломов Место проведения. Местом проведения мероприятия лучше выбрать класс информатики в хорошо оборудованной школе. Время проведения. Начало мероприятия - в 11 часов утра. Перерыв на кофе-брейк, дневной чай с 14.00 до 15.00, в это же время можно провести первое общение с журналистами. Продолжение мероприятия - с 15.00 до 17.00. Итоги, награждение и пресс-конференция - с 17.00 до18.00 Важная информация. · В подготовительный период необходимо с участием психолога отобрать детей ("тимуровцев") и обучаемых. · Психологи консультируют организаторов на предмет стрессоустойчивости отобранных детей и обучаемых. · Дети должны уметь доходчиво доносить информацию, быть внимательными и корректными. · Лучше, если каждый из детей сможет рассказать историю, почему возникло решение помочь взрослым. · Лучше, если отобранный ребенок сможет привести знакомого взрослого нужной категории. · Необходимо подготовить и раздать методики обучения "тимуровцам". · Лучше, если обучаемый имеет интересную и богатую событиями историю жизни, о которой сможет рассказать. · Лучше, если обучаемый сможет внятно рассказать перед началом обучения (в момент отбора кандидатов), каких результатов он хочет добиться в учебе и для чего: общение в форумах или по скайпу, электронное письмо, заказ билетов, информация для работы, деятельности и т.п. · Необходимо, чтобы обучаемые также заполняли анкеты с указанием того, чего они ждут от обучения. Собственно программа 1. 2. Открытие проекта - 10 минут. 3. Информация для прессы 5 минут. 4. Знакомство с "учителями" и "учениками" - 20 минут. 5. Первый этап обучения компьютерной грамотности - 2 часа. 6. Короткие итоги, истории взрослых и детей - 25 минут. 7. Обед и встреча с журналистами - 1 час. 8. Второй этап обучения - 1 час 30 минут. 9. Взрослые делятся с "учителями" и организаторами своими конкретными успехами, демонстрируют их: написано электронное письмо и есть ответ, состоялся разговор по скайпу, найдены нужные документы, произошло общение с одноклассниками т.п. - 30 мин. 10. Подведение итогов, награждение взрослых и детей, получение обучаемыми краткого резюме от "тимуровца" по итогам обучения, выступление официальных лиц, пресс-конференция, объявление о начале нового движения "Тимуровцев" информационного общества" - 1 час. Консультации. Консультацию по проведению мероприятия можно получить в Российском Агентстве развития информационного общества (РАРИО). Телефон +7 495 995 9109. Сайт www.rario.ru Контактное лицо: АЙГИСТОВ Александр Анатольевич, Эл. почта: info@rario.ru alaig@rario.ru Важная информация! Мероприятие "Тимуровцы…" проводится в дни основного мероприятия (Форума, фестиваля, конференции и т.п.). Список организаторов желательно иметь за один месяц. За 20 дней - список "тимуровцев" (с запасом 2-3 человека), при этом надо помнить про возможные школьные каникулы. За две недели должна быть готова программа обучения - методика для "тимуровцев". За одну неделю надо иметь раздатку для обучаемых.
|
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |