Проект Комплекс мер по развитию дошкольного образования 1. Анализ состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации Начиная с 1991 года (и по 2001 год включительно), численность детей в дошкольных образовательных учреждениях сильно сократилась (с 8433 тыс. воспитанников в 1991 году до 4246 тыс. в 2001 году). Это было вызвано снижением рождаемости в стране и уменьшением количества детей дошкольного возраста (с 12593 тыс. детей в 1991 году до 7975 тыс. в 2001 году). Кроме того, количество детей в дошкольных учреждениях сократилось и в связи с уменьшением в них количества детей раннего и младшего возраста (от 1 года до 4 лет) вследствие существовавшей в указанное десятилетие тенденции - родители предпочитали отдавать детей в детский сад не раньше, чем им исполнялось 3 года. В связи с уменьшением количества воспитанников значительно сократилось количество дошкольных образовательных учреждений - с 87,6 тыс. в 1991 году до 50,0 тыс. в 2001 году. При этом динамика уменьшения количества воспитанников всегда опережала сокращение количества дошкольных учреждений. Начиная с 2002 года, вследствие повышения рождаемости увеличивается количество воспитанников дошкольных образовательных учреждений: в 2002 году их было 4267 тыс., в 2003 году - 4321 тыс., в 2004 году - 4423 тыс. воспитанников. По данным Рособрнадзора, к началу 2006-2007 учебного года в Российской Федерации функционирует 45245 дошкольных образовательных учреждений шести видов, в них числится около 4800 тыс. воспитанников. Начиная с 1998 года, увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования. Если в 1998 году дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) посещали 53,9% детей в возрасте от 1 года до 6 лет, то в 2003 году - 58,3%, в 2005 году - 59%. По данным Рособрнадзора на 1 сентября 2006 г., охват детей услугами дошкольного образования составляет 61,3% от общего количества детей дошкольного возраста и приближается по значению к показателям 1991 года (63,9%). Наибольший процент охвата детей услугами дошкольного образования на начало 2006-2007 учебного года зафиксирован в Республике Саха (Якутия) - 81,2%, в Республике Коми - 79,4%, в Чукотском автономном округе - 92,0%, в Новгородской области - 88,1%, в Саратовской области - 78,0%, в Челябинской области - 74,9%. Наименьший охват детей услугами дошкольного образования зафиксирован в Республике Дагестан - 23,0%, Чеченской Республике - 7,6% , Усть-Ордынском Бурятском округе - 42,0%, в Курской области - 39,9%. При этом на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях в настоящее время в среднем приходится 97 детей дошкольного возраста, причем в городах - 104 ребенка на 100 мест в дошкольных учреждениях, в сельской местности - 90 детей на 100 мест в дошкольных учреждениях. Таким образом, наблюдается определенный структурный дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях: в городах, особенно крупных, мест в детских садах недостаточно, в сельской местности наблюдается их избыток. По данным Росстата, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения составляют на сегодняшний день около 1 млн. детей. Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования ведется строительство новых дошкольных учреждений. К началу 2006-2007 учебного года введено в строй 182 дошкольных образовательных учреждения (из них 64 - в Центральном федеральном округе, 56 - в Южном федеральном округе). Вместе с тем, проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан Российской Федерации решается сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ. С 1999 года активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан. Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. В связи с тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса. Для обеспечения качества дошкольного образования также важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования (в среднем по России он в 1,5 раза ниже, чем у учителей) ведет к текучести кадров дошкольных образовательных учреждений, не позволяет в должной мере обеспечить указанные учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами, что в свою очередь, ведет к понижению качества дошкольного образования. Следует отметить, что важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Анализ информации, поступающей из субъектов Российской Федерации, показывает, что средний размер родительской платы в субъектах Российской Федерации колеблется от 176 рублей в месяц в Орловской области до 2129 рублей в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребенка: от 7% в Орловской области до 31,9% в Тюменской области. При этом постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 5-П и Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" установлены ограничения по размеру родительской платы, а именно - родительская плата должна составлять не более 20% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Для отдельных категорий граждан (в частности, для родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Учитывая изложенное, Минобрнауки России полагает, что комплекс мер по развитию дошкольного образования на всех уровнях государственной власти должен осуществляться по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества. Комплекс мер по развитию дошкольного образования 1. Меры по обеспечению доступности дошкольного образования включают: а) увеличение фактического количества мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; б) регулирование роста платы, взимаемой с родителей за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; в) меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, воспитывающих детей дошкольного возраста. На федеральном уровне к мерам по обеспечению доступности дошкольного образования следует отнести: 1.1. Внесение в законодательство Российской Федерации изменений в части определения принципа установления родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Исполнители: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России. Срок - декабрь 2006 г. 1.2. Внесение в законодательство Российской Федерации изменений в части установления предельного размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Исполнители: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России. Срок - декабрь 2006 г. 1.3. Внесение в законодательство Российской Федерации изменений в части установления компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Исполнители: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России. Срок - декабрь 2006 г. 1.4. Разработку нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Исполнители: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России. Срок - декабрь 2006 г. 1.5. Разработку нормативного правового акта Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования". Исполнители: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России Срок - декабрь 2006 г. 1.6. Разработку нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень видов услуг государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставляемых на бесплатной основе (приложение). Исполнители: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России. Срок - декабрь 2007 г. 1.7. Разработку методических рекомендаций по внедрению различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, предусматривающих формирование оптимальных финансово-экономических механизмов внедрения указанных моделей с использованием всех резервов системы образования Российской Федерации. Исполнитель: Минобрнауки России. Срок - январь 2008 г. На уровне субъектов Российской Федерации рекомендуется: 1.8. Разработать региональные нормативы обеспеченности населения местами в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, учитывающие оптимальное для данного региона соотношение количества мест в указанных учреждениях и количество детского населения в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, а также определении сроков и этапов сокращения очереди на устройство детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Срок - декабрь 2007 г. 1.9. Принять целевые региональные программы "Строительство и реконструкция зданий под дошкольные образовательные учреждения", предусматривающие увеличение числа дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь муниципальных, и мест в них, с учетом территориальной доступности, в соответствии с региональными нормативами обеспеченности населения услугами дошкольного образования. Срок - в течение 2006-2007 гг. 1.10. В зависимости от региональных условий развивать при необходимости вариативные формы образования детей старшего дошкольного возраста (в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и др). 1.11. Принять нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Срок - январь 2007 г. 1.12. Принять нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие необходимость согласования с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований проектов строительства нового жилья, особенно в рамках реализации программы "Доступное жилье", с тем, чтобы предусмотреть комплексную жилую застройку, при которой строительство жилья сочеталось бы с обеспечением развитой инфраструктуры, в частности, строительством дошкольных образовательных учреждений в виде отдельно стоящих зданий или встроенных, расположенных на первых этажах многоквартирных домов. Срок - до декабря 2007 г. На муниципальном уровне рекомендуется: 1.13. Принять нормативный правовой акт органов местного самоуправления, определяющий организационные механизмы выплаты гражданам Российской Федерации компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Срок - январь 2007 г. 2. Меры по повышению качества дошкольного образования включают: а) организационно-правовое и методическое сопровождение дошкольного образования детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; б) меры по развитию кадрового потенциала системы дошкольного образования. На федеральном уровне к мерам по повышению качества дошкольного образования следует отнести: 2.1. Разработку федеральных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Исполнители: Минобрнауки России, Минюст России. Срок - февраль 2009 г. 2.2. Разработку минимальных лицензионных требований для государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Исполнители: Минобрнауки России, Минюст России. Срок - февраль 2008 г. 2.3. Разработку методических рекомендаций по содержанию и процедуре психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выработки рекомендаций родителям и педагогам по выбору оптимальных форм дальнейшего обучения детей на этапе начального общего образования Исполнитель: Минобрнауки России. Срок - январь 2009 г.). 2.4. Разработку методических рекомендаций по видовому разнообразию дошкольных образовательных учреждений и отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду. Исполнитель: Минобрнауки России. Срок - февраль 2007 г. 2.5. Внесение изменений в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в части установления новых видов дошкольных образовательных учрежден этапе начального общего образования. Исполнители: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минюст России. Срок - февраль 2008 г. 2.6. Разработку методических рекомендаций по внедрению в дошкольные образовательные учреждения в 2008-2009 годах систем оплаты труда, апробированных в некоторых регионах Российской Федерации в рамках реализации региональных комплексных проектов модернизации образования. Исполнитель: Минобрнауки России. Срок - январь 2008 г. На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне рекомендовать: 2.7. Разработать региональные программы общественной оценки качества дошкольного образования.Срок - до января 2008 г. 2.8. Развивать видовое многообразие дошкольных образовательных учреждений с учетом контингента воспитанников и запросов их родителей. 2.9. Развивать различные виды дополнительных образовательных услуг на базе дошкольных образовательных учреждений в соответствии с запросами родителей детей, учитывая возможность использования с 2010 года средств материнского (семейного) капитала на образование детей. Срок - 2006 -2010 гг. 2.10. Обеспечить переход на новые условия оплаты труда, установление размеров должностных окладов (ставок) заработной платы по образовательным учреждениям, подведомственным субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, исходя из величины прожиточного минимума региона и собственных финансовых возможностей. Срок - 2006-2010 гг. Приложение Перечень видов услуг, предоставляемых на бесплатной основе, государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования I. Нормативное правовое обеспечение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения В основу разработки перечня видов услуг государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставляемых на бесплатной основе, положены следующие документы: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации "Об образовании"; Бюджетный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"; постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1204 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"; приказ Госкомобразования СССР, Минздрава СССР, Госкомтруда СССР от 4 мая 1990 г. N 306/185/33 "Об утверждении Положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовых штатов санаторных детских дошкольных учреждений для ослабленных и часто болеющих детей; постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"; санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03 (утверждены постановлением Главного Санитарного врача Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 24); Федеральный Закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей"; постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 846 "О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату компенсации части родительской платы на содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования"; постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 849 "О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования". II. Перечень видов услуг государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставляемых на бесплатной основе На бесплатной основе должны осуществляться все услуги образовательного учреждения, связанные с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществляемая на бюджетной основе, включает: обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка в различных организационных формах: занятиях, прогулке, игровой деятельности, самостоятельной деятельности детей под руководством воспитателя и др; присмотр и уход, охрану и укрепление здоровья детей, включая медицинское сопровождение воспитанников дошкольного образовательного учреждения, предусмотренное типовым положением и уставом; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям в различных организационных формах; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. III. Расходы государственных и муниципальных образовательных учреждений на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования В расходы на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования государственных и муниципальных образовательных учреждений включаются: текущие расходы на оплату труда педагогических работников и административного персонала (тарифный фонд и фонд надбавок и доплат педагогического и административного персонала государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, начисления на заработную плату), расходы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом, а именно: создание предметно-развивающей среды, соответствующей возрасту и уровню развития ребенка; приобретение учебных пособий, включая игрушки; технических средств обучения. |
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна. |