Управление образования г. Якутска

авторизация карта сайта контакты
Текущий раздел : / Профориентация /
   
Методические материалы для педагогов по профориентации
26.04.2013 17:39


Комплексная организация деятельности в ОУ по профориентированию и самоопределению

Профессиональная ориентация - этот система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Также включает в ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.
Целью профориентационной работы в ОУ является формирование навыков профессионального самоопределения и  всесторонней самооценки для успешного выбора будущей профессии.
Задачи:

  • провести диагностику всех сфер личности (эмоциональный, когнитивный, поведенческий уровень);
  • стимулировать осознание обучающимся собственных перспектив личностного и профессионального самоопределения;
  • информировать о мире профессий, современном рынке труда, особенностях профессионального пути;
  •  диагностировать профессиональные интересы и склонности;
  • обучить навыкам планирования профессионально-образовательного пути;
  • сформировать активную позицию у обучающегося в процессе профессионального самоопределения.

Адресная группа: обучающиеся 9-11 классов, родители
Срок реализации: сентябрь - февраль
Направления профориентационной работы:
Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
- Профессиональное просвещение,  включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию;
-  Предварительная  профессиональная  диагностика,  направленная  на  выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
-  Профессиональная  консультация,  нацеленная  в  основном  на  оказание индивидуальной  помощи  в  выборе  профессии  со  стороны  специалистов-профконсультантов;
- Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности;
- Социально-профессиональная адаптация;
- Профессиональное  воспитание,  которое  ставит  своей  целью  формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Методы и формы профориентационной работы
Ведущее  место  в  профориентационной  работе  принадлежит  методам
поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.
Формы  профориентационной  работы:  рассказы  о  профессиях,  беседы, экскурсии на  предприятия, встречи с представителями различных профессий,  создание банка данных по профессиям, связь с предприятиями города, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, лектории, тренинги, беседы, конкурсы, викторины, социальные гостиные, психологические практикумы, социально-психологические игры и т.д.
Критерии эффективности профориентации
Предварительная  классификация  учащихся  по  группам  в  зависимости  от  их жизненных и профессиональных планов, выбор профиля обучения на старшей ступени обучения.
Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в учреждения профессионального образования по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, региона, общества в целом.
Диагностический минимум

  • Тест на профориентацию по методике Е.А. Климова
  • Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда
  • Компьютеризированная  методика "Ориентир"
  • Опросник "Личная профессиональная перспектива" Н.С.Пряжников
  • Методика определения основных мотивов выбора профессии Е.М. Павлютенкова
  • Экспресс-опросник "Какая профессия вам подходит" (комплекс компьтеризированных тестов)

Ожидаемые результаты:

  • Расширение представлений о мире профессий.
  • Соотнесение собственных интересов, способностей со своими возможностями.
  • Составление профессиональных планов.
  • Формирование адекватной самооценки личности.

 

Работа с учащимися

Профориентационная работа с учащимися направлена:
- 9 класс - на уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных  курсов;  групповое  и  индивидуальное  консультирование  с  целью  оказания помощи в выборе профиля обучения;  
- в 10-11  классах - на обучение  действиям  по  самоподготовке  и  саморазвитию, формирование  профессиональных  качеств  в  избранном  виде  труда,  коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Примерное направление работы:
-  консультирование  по  выбору  профиля  обучения  (индивидуальное,  групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;
- посещение дней открытых дверей в учреждениях довузовского профессионального образования;
- тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;
-  встречи  с  выпускниками  школы,  обучающимися  в  учреждениях  довузовского профессионального образования;
- творческие конкурсы учащихся школ и обучающихся в учреждениях довузовского профессионального образования;
-  оформление  информационных  стендов  по  профориентационной  работе  по направлениям:  возможности  рынка  образовательных  услуг,  потребности  рынка  труда, оплата и условия труда.

Работа с учителями

-  обеспечение  профориентационной  направленности  уроков,  формирование  у учащихся трудовых навыков;
-  эффективное  использование  материально-технических  и  учебных  ресурсов школьного кабинета технологии и учебно-производственных мастерских.
- проведение мастер-классов по профессиям, семинаров-практикумов.

Работа с родителями

− собрания  с  обсуждением  проблем  профессионального  самоопределения учащихся;
− вовлечение  родителей,  владеющих  рабочими  профессиями,  в профориентационную работу ОУ;
− проведение  совместных  мероприятий  родителей  и  учащихся  в  рамках  плана работы Центра;
− информирование  родителей  о  возможности  временного  трудоустройства учащихся в каникулярное время;
− пропаганда рабочих профессий среди родителей.
На  каждом  этапе  профориентационной  работы  рекомендуется  обязательное проведение  классных  часов  по  профориентационной  тематике  с  учетом  возрастных особенностей учащихся

Необходимое методическое обеспечение в профориентационной работе:

  • Единый профориентационный диагностический инструментарий педагога-психолога ОУ;
  • Бланки и карты для диагностической работы (где и кем изготавливаются);
  • Календарно-тематический план профориентационной работы педагога-психолога (см. раздел N1);
  • Журнал учета профориентационной работы (индивидуальных и групповых занятий) (см. раздел N2);
  • Карта по классам (см. раздел N3)
  • По итогам профориентационной работы педагог-психолог готовит статистический и аналитический отчет, который представляется руководителю ОУ и курирующему Центру (см. раздел N4). В отчете отражаются все виды профилактической работы в соответствии с планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественные и количественные показатели. При написании отчета педагог-психолог обязан соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик учеников. Анализируя полученные результаты, педагог-психолог отмечает, планирует дальнейшую работу.

Форма учета деятельности и отчетность педагогов-психологов

Раздел N1
Календарно-тематический план профориентационной работы

N

Адресаты

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Обучающиеся

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Педагоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел N2
Журнал учета профориентационной работы (индивидуальных и групповых занятий)

Раздел N3
Карта


N

ФИО

Профессиональное определение в начале учебного года

Результаты диагностики

Рекомендуемые профессии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел N4
Примерная структура отчета

  • Общие цели и задачи профориентационной работы в учебном году.
  • Анализ профессиональных предпочтений оптантов в начале учебного года
  • Анализ полученных результатов профориентационной диагностики.
  • Методическая работа.
  • Анализ актуальных проблем в профориентационной работе.
  • Перспективные направления работы на следующий учебный год.

Анкета оптанта Л. А. Головей по исследованию профессиональной направленности.
Скачать анкету
© 2004 Якутское городское управление образования
При использовании материалов сервера ссылка на источник и этот сайт обязательна.