|
|
Методические материалы для педагогов по профориентации
26.04.2013 17:39
|
Комплексная организация деятельности в ОУ по профориентированию и самоопределению
Профессиональная ориентация - этот система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Также включает в ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.
Целью профориентационной работы в ОУ является формирование навыков профессионального самоопределения и всесторонней самооценки для успешного выбора будущей профессии.
Задачи:
- провести диагностику всех сфер личности (эмоциональный, когнитивный, поведенческий уровень);
- стимулировать осознание обучающимся собственных перспектив личностного и профессионального самоопределения;
- информировать о мире профессий, современном рынке труда, особенностях профессионального пути;
- диагностировать профессиональные интересы и склонности;
- обучить навыкам планирования профессионально-образовательного пути;
- сформировать активную позицию у обучающегося в процессе профессионального самоопределения.
Адресная группа: обучающиеся 9-11 классов, родители
Срок реализации: сентябрь - февраль
Направления профориентационной работы:
Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
- Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию;
- Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
- Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов;
- Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности;
- Социально-профессиональная адаптация;
- Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Методы и формы профориентационной работы
Ведущее место в профориентационной работе принадлежит методам
поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.
Формы профориентационной работы: рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, создание банка данных по профессиям, связь с предприятиями города, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, лектории, тренинги, беседы, конкурсы, викторины, социальные гостиные, психологические практикумы, социально-психологические игры и т.д.
Критерии эффективности профориентации
Предварительная классификация учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов, выбор профиля обучения на старшей ступени обучения.
Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в учреждения профессионального образования по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, региона, общества в целом.
Диагностический минимум
- Тест на профориентацию по методике Е.А. Климова
- Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда
- Компьютеризированная методика "Ориентир"
- Опросник "Личная профессиональная перспектива" Н.С.Пряжников
- Методика определения основных мотивов выбора профессии Е.М. Павлютенкова
- Экспресс-опросник "Какая профессия вам подходит" (комплекс компьтеризированных тестов)
Ожидаемые результаты:
- Расширение представлений о мире профессий.
- Соотнесение собственных интересов, способностей со своими возможностями.
- Составление профессиональных планов.
- Формирование адекватной самооценки личности.
Работа с учащимися
Профориентационная работа с учащимися направлена:
- 9 класс - на уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения;
- в 10-11 классах - на обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Примерное направление работы:
- консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;
- посещение дней открытых дверей в учреждениях довузовского профессионального образования;
- тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;
- встречи с выпускниками школы, обучающимися в учреждениях довузовского профессионального образования;
- творческие конкурсы учащихся школ и обучающихся в учреждениях довузовского профессионального образования;
- оформление информационных стендов по профориентационной работе по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда.
Работа с учителями
- обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся трудовых навыков;
- эффективное использование материально-технических и учебных ресурсов школьного кабинета технологии и учебно-производственных мастерских.
- проведение мастер-классов по профессиям, семинаров-практикумов.
Работа с родителями
− собрания с обсуждением проблем профессионального самоопределения учащихся;
− вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в профориентационную работу ОУ;
− проведение совместных мероприятий родителей и учащихся в рамках плана работы Центра;
− информирование родителей о возможности временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
− пропаганда рабочих профессий среди родителей.
На каждом этапе профориентационной работы рекомендуется обязательное проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных особенностей учащихся
Необходимое методическое обеспечение в профориентационной работе:
- Единый профориентационный диагностический инструментарий педагога-психолога ОУ;
- Бланки и карты для диагностической работы (где и кем изготавливаются);
- Календарно-тематический план профориентационной работы педагога-психолога (см. раздел N1);
- Журнал учета профориентационной работы (индивидуальных и групповых занятий) (см. раздел N2);
- Карта по классам (см. раздел N3)
- По итогам профориентационной работы педагог-психолог готовит статистический и аналитический отчет, который представляется руководителю ОУ и курирующему Центру (см. раздел N4). В отчете отражаются все виды профилактической работы в соответствии с планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественные и количественные показатели. При написании отчета педагог-психолог обязан соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик учеников. Анализируя полученные результаты, педагог-психолог отмечает, планирует дальнейшую работу.
Форма учета деятельности и отчетность педагогов-психологов
Раздел N1
Календарно-тематический план профориентационной работы
N |
Адресаты |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Обучающиеся |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
Педагоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Родители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел N2
Журнал учета профориентационной работы (индивидуальных и групповых занятий)
Раздел N3
Карта
N |
ФИО |
Профессиональное определение в начале учебного года |
Результаты диагностики |
Рекомендуемые профессии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел N4
Примерная структура отчета
- Общие цели и задачи профориентационной работы в учебном году.
- Анализ профессиональных предпочтений оптантов в начале учебного года
- Анализ полученных результатов профориентационной диагностики.
- Методическая работа.
- Анализ актуальных проблем в профориентационной работе.
- Перспективные направления работы на следующий учебный год.
Анкета оптанта Л. А. Головей по исследованию профессиональной направленности.
Скачать анкету
|