9.1.2. Наследование
Любой класс может быть порожден от другого класса. Для этого при его объявлении указывается имя класса-родителя:
TChildClass = class (TParentClass)
Порожденный класс автоматически наследует поля, методы и свойства своего родителя и может дополнять их новыми. Таким образом, принцип наследования обеспечивает поэтапное создание сложных классов и разработку собственных библиотек классов.
Все классы Object Pascal порождены от единственного родителя класса TObject. Этот класс не имеет полей и свойств, но включает в себя методы самого общего назначения, обеспечивающие весь жизненный цикл любых объектов - от их создания до уничтожения. Программист не может создать класс, который не был бы дочерним классом TObject. Следующие два объявления идентичны:
TaClass = class(TObject) TaClass = class
Принцип наследования приводит к созданию ветвящегося дерева классов, постепенно разрастающегося при перемещении от TObject к его потомкам. Каждый потомок дополняет возможности своего родителя новыми и передает их своим потомкам.
Для примера на рис. 9.1 показан небольшой фрагмент дерева классов Delphi. Класс Tpersistent обогащает возможности своего родителя TObject: он “умеет” сохранять данные в файле и получать их из него, в результате это умеют делать и все его потомки. Класс TComponent, в свою очередь, умеет взаимодействовать со средой разработчика и передает это умение своим потомкам. Tcontrol не только способен работать с файлами и средой разработчика, но он еще умеет создавать и обслуживать видимые на экране изображения, а его потомок TWinControi может создавать Windows-окна и т. д.
Рис. 9.1. Фрагмент дерева классов Object Pascal