События и их обработка
Весьма важным принципом Turbo Vision является принцип отделения процесса создания видимых изображений от процесса обработки данных. Это означает, что все действия по созданию разнообразных окон, меню и прочих видимых элементов можно осуществлять, не заботясь о тех командах (действиях пользователя), которые будут связаны с ними. Именно так мы поступили при определении меню и строки статуса -коды команд дают возможность распознать соответствующие действия пользователя, однако сами эти действия пока еще никак не раскрыты. И наоборот, мы можем разрабатывать части программы, ответственные за обработку действий пользователя, не связывая прямо эти части с созданием нужных видимых элементов.
Turbo Vision поддерживает два возможных способа действия пользователя - с помощью клавиш клавиатуры и с помощью мыши. Любое такое действие пользователя с точки зрения Turbo Vision приводит к появлению события, т.е. к созданию небольшого информационного пакета, описывающего вновь возникшую ситуацию. События распространяются от одной части программы к другой до тех пор, пока не обнаружится подпрограмма, ответственная за обработку данного события. Эта подпрограмма обычно очищает информационный пакет и таким образом блокирует дальнейшее перемещение события.
Пожалуй, именно механизм событий кардинально отличает Turbo Vision от других библиотек Турбо Паскаля. На первых порах это может вызвать определенные трудности, связанные с отладкой программ. Принцип независимости обработки событий от процесса создания видимых элементов приводит фактически к появлению двух параллельных процессов в рамках одной программы: процесса создания видимых элементов и процесса обработки событий. Говоря о программах Turbo Vision, следует помнить, что эти программы управляются событиями. Их трассировка (прослеживание работы) в среде Турбо Паскаль обычно достигается установкой и использованием контрольных точек.
Подпрограммы, ответственные за обработку действий пользователя, называются обработчиками событий. Любой стандартный для Turbo Vision объект, обеспечивающий создание видимого элемента, имеет собственный обработчик событий (виртуальный метод HandleEvent), который Вы можете перекрыть своим собственным методом, если Вас не устраивает стандартная реакция объекта на то или иное событие. Существует такой метод и в объекте TNotebook. По умолчанию этот объект использует обработчик событий, унаследованный им от объекта-родителя TApplication. Стандартный обработчик знает, как реагировать на команды cmQuit и стМепи, но ему не известны новые команды cmWork, cmOpenFile и другие. Чтобы программа смогла правильно обработать эти команды, мы должны перекрыть стандартный метод HandleEvent объекта TNotebook новым. Добавим в описание объекта TNotebook еще одну строку
type
TNotebook = object (TApplication)
.......
Procedure HandleEvent(var Event: TEvent); Virtual;
end;
и поместим в раздел объявлений текст новой подпрограммы:
Procedure TNotebook.HandleEvent(var Event: TEvent);
{Обработчик событий программы}
begin {TNotebook.HandleEvent}
Inherited HandleEvent(Event);{Обработка стандартных команд cmQuit и cmMenu}
if Event.What = evCommand then
case Event.Command of
{Обработка новых команд:}
cmOpen : FileOpen; {Открыть файл}
cmSave:FileSave; {Закрыть файл}
cmChangeDir:ChangeDir; {Сменить диск}
cmDOSShell:DOSCall; {Временный выход в ДОС}
cmWork:Work; {Обработать данные}
else
exit {Не обрабатывать другие команды}
end;
ClearEvent (Event) {Очистить событие после обработки}
end; {TNotebook.HandleEvent}
Чтобы новый вариант программы можно было выполнить, следует предусмотреть «заглушки» для несуществующих пока процедур FileOpen, FileSave и т.д. Например:
Procedure FileOpen;
begin
end;
Поведение вновь созданного варианта программы внешне ничем не отличается от предыдущего: также будут созданы меню, строка статуса и основное поле экрана, программа по-прежнему будет распознавать команды Alt-X и F10. Однако теперь она будет реагировать и на новые команды. Чтобы убедиться в этом, установите контрольные точки в заглушках FileOpen и FileSave и запустите программу вновь: нажатие на клавишу F3 вызовет останов в контрольной точке FileOpen - ведь именно с этой клавишей мы связали команду cmOpen в процедуре InitStatusLine, в то время как нажатие на клавишу F2 не приведет к срабатыванию контрольной точки FileSave, поскольку команда cmSave пока еще запрещена и обработчик HandleEvent ее просто не «увидит».
Чтобы использовать нестандартные команды меню или строки статуса, мы должны перекрыть обработчик событий программы, в новом обработчике выделить из потока событий команды и распознать их коды.
Чтобы стали более понятны действия обработчика событий, отметим, что тип TEvent в Turbo Vision определен как запись такого вида:
type
TEvent = record
What: Word; {Определяет тип события}
case Word of {"Пустое" событие}
evMouse: ( {Событие от мыши:}
Buttons: Byte; {Состояние кнопок}
Double: Boolean;{Признак двойного нажатия кнопки мыши}
Where: TPoint); {Координаты курсора мыши}
evKeyDown: ( {Событие от клавиатуры:}
case Integer of
0: (KeyCode: Word);{Код клавиши}
1: (CharCode: Byte; ScanCode: Byte));
evMessage: ( {Событие-сообщение:}
Command: Word; {Код команды}
case Word of
0:(InfoPtr: Pointer);
1:(InfoLong: Longlnt);
2:(InfoWord: Word);
3:(Infolnt: Integer);
4:(InfoByte:Byte);
5:(InfoChar:Char));
end;
Стандартная маска evCommand позволяет выделить из потока событий только те, которые связаны с передачей команд между различными обработчиками событий. Именно таким способом стандартный обработчик TApplication.HandleEvent сообщает новому обработчику TNotebookHandleEvent о возникновении события, связанного с вновь определенной командой. Если бы мы не предусмотрели вызов стандартного обработчика с помощью оператора
Inherited HandleEvent(Event);
нам пришлось бы самим анализировать положение мыши или нажатую клавишу и интерпретировать их как соответствующие команды. Включение вызова TApplication.HandleEvent в тело нашего обработчика событий избавляет нас от этой рутинной работы.
В конце обработчика мы вызвали стандартную процедуру ClearEvent, с помощью которой в переменную Event помещается сообщение Nothing («пустое» событие). Это событие игнорируется всеми обработчиками, так что программа будет повторять проверку состояния мыши и клавиатуры до тех пор, пока не произойдет нового события. Фактически тело процедуры TApplication.Run (см. раздел исполняемых операторов нашей программы) состоит из бесконечно повторяющегося цикла проверки мыши и клавиатуры и передачи событий по цепи обработчиков событий. После получения любого события обработчик должен либо обработать это событие и очистить переменную Event, либо просто вернуть управление обработчику верхнего уровня, если эта команда не предназначена для него, либо, наконец, сформировать и передать новое событие для реализации команд, которые распознаны им, но которые он выполнять не умеет или не должен.