Программирование звукового генератора
Звуковые возможности ПК основаны на одноканальном управляемом звуковом генераторе, вырабатывающем электромагнитные колебания звуковой частоты. Колебания подаются на встроенный в ПК динамик и заставляют его звучать.
В модуль CRT включены три процедуры, с помощью которых Вы сможете запрограммировать произвольную последовательность звуков.
Процедура Sound.
Заставляет динамик звучать с нужной частотой. Заголовок процедуры:
Procedure Sound(F: Word);
Здесь F - выражение типа Word, определяющее частоту звука в герцах. После обращения к процедуре включается динамик и управление немедленно возвращается в основную программу, в то время как динамик будет звучать впредь до вызова процедуры NoSound.
Процедура No Sound.
Выключает динамик. Если он к этому моменту не был включен, вызов процедуры игнорируется.
Процедура Delay.
Обеспечивает задержку работы программы на заданный интервал времени. Заголовок процедуры:
Procedure Delay(T: Word);
Здесь Т - выражение типа Word, определяющее интервал времени (в миллисекундах), в течение которого задерживается выполнение следующего оператора программы.
Для генерации звукового сигнала обычно используется вызов описанных процедур по схеме Sound-Delay-NoSound. Следующая программа заставит ПК воспроизвести простую музыкальную гамму. Используемый в ней массив F содержит частоты всех полутонов в первой октаве от «до» до «си». При переходе от одной октавы к соседней частоты изменяются в два раза.
Uses CRT;
const
F: array [1..12] of Real =
(130.8, 138.6, 146.8, 155.6, 164.8, 174.6, 185.0, 196.0, 207.7, 220.0,
233.1, 246.9);{Массив частот 1-й октавы}
Temp = 100;{Темп исполнения}
var
k,n: Integer;
begin
{Восходящая гамма}
for k := 0 to 3 do for n := 1 to 12 do
begin
Sound(Round(F[n]*(1 shl k) )) ;
Delay(Temp);
NoSound
end ;
{Нисходящая гамма}
for k := 3 downto 0 do
for n := 12 downto 1 do
begin
Sound(Round(F[n]*(1 shl k)) ) ;
Delay(Temp);
NoSound
end
end.